Оплачивается ли простой водителю, если его авто продали и не предоставляют работу?

Как компенсировать транспортные расходы сотрудникам

Оплачивается ли простой водителю, если его авто продали и не предоставляют работу?

Случаи, когда работодатель обязан оплатить проезд работников, установлены Трудовым кодексом РФ. В соответствии со ст. 168 ТК РФ, работодатель возмещает сотрудникам расходы на дорогу при направлении в командировку. А в соответствии со ст. 168.

1 ТК РФ, возмещаются транспортные расходы, связанные со служебными поездками, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.

Причем сотрудникам, которые по служебной надобности вынуждены перемещаться в пределах населенного пункта, также положена компенсация за проезд в общественном транспорте.

Особенно внимательно нужно относиться к проезду на такси. Такие транспортные расходы в командировке подлежат компенсации, только если их необходимость удастся обосновать. Например, сотруднику пришлось добираться из аэропорта до гостиницы в позднее время. Или добраться до пункта назначения иным общественным транспортом было невозможно.

При переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность в силу ст. 169 ТК РФ сотруднику положена компенсация за проезд к месту работы и новому месту жительства не только его самого, но и членов его семьи. А на основании ст.

325 ТК РФ некоторые наши сограждане могут даже бесплатно съездить в отпуск.

[attention type=yellow]

Такая компенсация за проезд к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации положена один раз в два года лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и ежегодно — сотрудникам федеральных государственных органов и учреждений.

[/attention]

Чтобы получить такую компенсацию, сотруднику необходимо обратиться с заявлением к работодателю. В заявлении необходимо отразить сроки отпуска, сумму расходов к месту отпуска и обратно, приложить подтверждающие транспортные расходы документы (билеты).

Иные случаи, когда за дорогу платит работодатель

Вопрос доставки работников на работу и обратно трудовым законодательством не урегулирован, но многие работодатели оплачивают дорогу сотрудникам по собственной инициативе. А если такой пункт предусмотреть в трудовом или коллективном договоре, тогда, на основании п. 26 ст.

270 Налогового кодекса РФ, организация будет вправе не учитывать эти расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Работодатель чаще всего осуществляет доставку персонала собственным или арендованным транспортом, когда возможность доставки общественным транспортом отсутствует или затруднена из-за удаленности производства или особенностей режима работы.

Но иногда сотрудникам просто выплачивается денежная компенсация проезда к месту работы и обратно общественным транспортом.

Компенсация за использование личного транспортного средства в служебных целях

Если сотрудник использует для поездок по заданию предприятия личный автомобиль, то работодатель обязан ему компенсировать расходы на топливо и амортизацию авто. Для этого может быть предусмотрена выплата компенсации в трудовом договоре. Но следует помнить, что компенсацию включить в расходы при расчете налога на прибыль можно только в пределах норм:

  • 1200 руб. в месяц — при двигателе 2000 см³ и меньше;
  • 1500 руб. — при двигателе объемом более 2000 см³.

Размеры выплачиваемых компенсаций можно предусмотреть приказом руководителя.

Образец приказа о размере компенсаций за использование личных транспортных средств

Другим вариантом является заключение договора аренды транспортного средства. Этот способ позволит отразить в налоговом учете всю сумму расходов сотрудника на транспортное средство. Чтобы компенсация была правомерна, сотрудник должен подтвердить, что является владельцем автомобиля.

Поездки от дома до места работы на личном автомобиле компенсации не подлежат.

Порядок выплаты и размер компенсации

Чтобы расходы были возмещены, их необходимо подтвердить. Таким подтверждением понесенных работником расходов являются проездные документы, к которым прикладывается соответствующее заявление на компенсацию проезда.

Некоторые компании не считают нужным собирать эти документы и ежемесячно компенсируют сотрудникам с разъездным характером работы некую фиксированную сумму.

Но в этом случае велика вероятность того, что контролирующие органы посчитают такие выплаты не возмещением расходов, а надбавкой к зарплате за особые условия труда, и обложат их соответствующими налогами и взносами.

При оплате работодателем дороги к месту отдыха такая оплата производится по наименьшей стоимости дороги кратчайшим путем. В соответствии с ч. 4 ст. 325 ТК РФ, человек может подать заявление на компенсацию за проезд до отъезда в отпуск, исходя из примерной стоимости билета. А окончательный расчет производится по возвращении на основании предоставленных проездных документов.

Образец заявления на компенсацию транспортных расходов к месту отдыха

Для компенсации транспортных расходов необходимо предоставление подтверждающих документов: ж/д и авиабилетов, квитанций такси, актов выполненных работ транспортной организации. При выплате компенсации за использование личного транспорта должно быть заключено соглашение о ее назначении либо предоставлен договор аренды. Если подтверждающих документов нет, то:

  1. Организация не сможет включить транспортные расходы в затраты при расчете налога на прибыль, ведь они должны быть не только обоснованны, но и документально подтверждены.
  2. Если все же организация выплатит компенсацию, то контролирующие органы посчитают ее частью заработной платы и обяжут работника уплатить НДФЛ, а организацию — страховые взносы.

Учет возмещения транспортных расходов

Обоснованные и документально подтвержденные расходы на проезд сотрудников включаются в затраты предприятия и в бухгалтерском, и в налоговом учетах. В бухгалтерском учете они отражаются по дебету затратных счетов (26, 25, 44). В налоговом учете — включаются в расходы на основании:

  • пп. 11 п. 1 ст. 264 — компенсация за использование личного транспорта в пределах норм;
  • пп. 12 п. 1 ст. 264 — командировочные расходы.

Источник: https://clubtk.ru/kompensatsiya-transportnykh-raskhodov-sotrudnikam-v-2018-godu

Как оплатить ремонтное время водителю транспортного средства

Оплачивается ли простой водителю, если его авто продали и не предоставляют работу?

Привлечение водителей к ремонту транспортных средств является широко распространённой практикой. Обычно водители способны делать несложные ремонтно-восстановительные работы, а также могут участвовать в более сложных ремонтах.

Во втором варианте, как правило, водители делают подготовительные и заключительные работы (готовят автомобиль к ремонту, помогают в демонтаже узлов и агрегатов и т.д.), а для более специфических задач приглашаются «узкие» специалисты.

Обязанности водителя по ремонту машины своими силами должны быть указаны в трудовом договоре. В противном случае привлечение сотрудника к ремонтным работам будет считаться временным переводом на другую должность (профессию) и потребует дополнительного документального оформления.

Необходимое документальное оформление

В случае, если обязанности по ремонту автомобиля указаны в трудовом договоре, который водитель подписал при устройстве на работу, и должностной инструкции, тогда дополнительного оформления не потребуется. Работа автослесаря, которую он будет выполнять, будет считаться его внутренним совместительством. Вариант дополнительных пунктов в инструкцию приведен ниже:

– выполняет работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов автотранспортных средств в соответствии с ТУ завода-изготовителя и другими руководящими материалами по организации работ.

– выполняет работы по установке, регулированию и замене запасных частей, агрегатов и оборудования.

– устраняет выявленные в ходе диагностики дефекты и неисправности по согласованию с мастером участка (смены).

Чаще всего у работодателя появляется вопрос, касающийся установления водителю на период ремонтных работ более низкой оплаты. Мотивируется это обычно тем, что необходимо стимулировать водителя к сокращению сроков ремонта техники. Иногда можно встретить совет, что на этот период можно установить водителям более низкие тарифные ставки или меньший оклад. Однако это незаконно.

Дело в том, что статья 150 Трудового кодекса РФ четко указывает на то, что при выполнении сотрудником работ разной квалификации его труд оплачивается по ставке, предусмотренной для оплаты наиболее квалифицированной работы. То есть устанавливать особые условия оплаты для водителя на период ремонта – незаконно. Это подтверждается судебной практикой.

Однако если работодатель настроен на то, чтобы стимулировать водителя к более быстрому ремонту транспортного средства, он имеет полное право предусматривать на этот период снижение или отмену переменной части заработной платы (премии), привязанной к выполнению конкретных показателей по грузо- или пассажиро-перевозкам.

Чтобы зафиксировать сроки ремонта автомобиля, необходимо сделать документальное оформление его ремонта. Точного списка таких документов нет, но более адекватным ситуации является использование первичных документов бухгалтерского учёта.

[attention type=red]

Например, при передаче автомобиля в ремонт в другое подразделение или на другой участок можно использовать форму накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств, а также форму акта приёма-сдачи отремонтированных основных средств.

[/attention]

В небольшой организации, вполне достаточным основанием для оплаты будет наличие распоряжения (приказа) о выводе ТС из эксплуатации для ремонта и о вводе в эксплуатацию после ремонта.

Два способа оплаты в период ремонта

Вопрос начисления заработной платы водителям на период ремонта периодически рассматривается специалистами по оплате труда. При этом чаще всего используется два варианта оплаты:

  1. Оплата по среднему заработку
  2. Оплата по действующей системе оплаты труда

Прежде всего, при выборе способа оплаты необходимо учитывать тот факт, что во время ремонта транспортного средства или спецтехники (ТС) оно выводится из эксплуатации и не выполняет своего основного предназначения. Соответственно, все усилия персонала, в том числе и водителей ТС, должны быть направлены на сокращение сроков простоя.

Полезная информация:

Для объективного измерения сроков простоя по отношению к времени технической готовности ТС на автотранспортных предприятиях используется коэффициент технической готовности автомобиля, который рассчитывается по формуле:

Этот показатель хорошо подходит для включение его в систему мотивации водителей. Если КТГ автомобиля становится ниже установленного порога его значения, размер премии может быть уменьшен.

Оплата по среднему заработку

При выборе данного варианта оплаты за то время, которое водитель будет участвовать в ремонте, ему начисляется оплата по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по основному месту работы.

Для правильного оформления оплаты водителя необходимо перевести на работу автослесарем на период ремонта автомобиля. Требуется его согласие, это – обязательное условие.

Напомню, что такой вариант применяется в случае, если у сотрудника не предусмотрены в трудовом договоре обязанности по ремонту автомобиля. Здесь инициатива на стороне работодателя, он должен убедить работника в необходимости участвовать в ремонте. Работник может не согласиться, и будет прав с точки зрения законодательства.

В таком случае, работодатель должен либо предоставить ему другое транспортное средство для выполнения трудовой функции, либо направить его в простой в соответствии с требованиями статьи 157 ТК РФ (вариант приводит к необоснованным затратам фонда оплаты труда).

Оплата по действующей системе оплаты труда

При выводе автомобиля в ремонт соответствующими распоряжениями или документами у водителя, по его трудовому договору, появляется обязанность участвовать в ремонте ТС.

При расчёте и начислении заработной платы ответственному сотруднику необходимо будет проверить наличие времени простоя автомобиля в ремонте по документам. Затем проверить выполнение показателей премирования, если такие установлены в системе оплаты труда и произвести начисление заработной платы.

Согласия сотрудника в таком случае не требуется, он должен участвовать в ремонте. Инициатива здесь на стороне работника, администрация должна создать необходимые условия для скорейшего ремонта.

Все доплаты и надбавки водителю на период ремонта продолжают действовать, если они не привязаны к нахождению его на линии. Например, продолжается выплачиваться надбавка за классность.

Список литературы и источников

1. Сайт Rabota.ru. Должностная инструкция автослесаря

2. Трудовой кодекс РФ. Статья 72.2 “Временный перевод на другую работу”, статья 150 “Оплата труда при выполнении работ различной квалификации”

[attention type=green]

3. Хасанов Р.Х. Основы технической эксплуатации автомобилей: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 193 с.

[/attention]

Источник: https://human-factors.ru/kejsy/driver-repairs

Как оформить компенсацию за использование личного транспорта работнику

Оплачивается ли простой водителю, если его авто продали и не предоставляют работу?

1.

Какие выплаты полагаются работнику в связи с использованием личного автомобиля в служебных целях.

2. Какими документами оформляется использование личного транспорта сотрудником и выплата компенсации.

Мы живем в век скоростей, поэтому наличие автомобиля у работника – это зачастую не роскошь, а производственная необходимость. Многие сотрудники имеют разъездной характер работы (менеджеры по продажам, торговые представители, выездные специалисты по обслуживанию клиентов и т.д.), то есть результат их труда напрямую зависит от степени мобильности.

Однако не каждый работодатель имеет достаточно ресурсов, чтобы обеспечить своих работников служебным транспортом, поэтому все чаще требуются сотрудники с личным автомобилем. В этой статье предлагаю разобраться, как правильно оформить и компенсировать использование личного транспорта работнику.

А в следующей статье выясним, как учесть суммы компенсации в целях налогообложения и начисления страховых взносов.

Основания для начисления компенсации за использование личного автомобиля

В соответствии со ст. 188 ТК РФ работнику при использовании личного имущества, в том числе личного автомобиля, с согласия и в интересах работодателя предусмотрены следующие выплаты:

— компенсация за использование и износ (амортизацию) личного имущества;

— возмещение расходов, связанных с эксплуатацией личного имущества.

Компенсация за использование работником личного транспорта обычно устанавливается в твердой сумме за месяц, независимо от числа календарных дней в месяце.

Однако следует учитывать, что за периоды, когда работник фактически не исполнял свои служебные обязанности (находился в отпуске, на больничном и т.д.), компенсация не должна начисляться.

Что касается возмещения расходов, связанных с использованием работником личного имущества в трудовой деятельности, то в случае использования личного транспорта, к таким расходам могут относится, например, затраты на бензин, мойку автомобиля, ремонт.

Согласно ТК РФ конкретные суммы компенсации и возмещения, а также условия их выплаты работнику должны быть прописаны в соглашении между работником и работодателем. Таким образом, мы вплотную подошли к вопросу документального оформления использования работником личного транспорта в служебных целях.

Для начисления работнику компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях и возмещения расходов, связанных с таким использованием, необходимы следующие документы:

1.

Локальный нормативный акт организации, согласно которому работодатель устанавливает разъездной характер работы для определенных должностей, критерии разъездного характера работы сотрудников, общие условия начисление компенсаций и возмещения расходов. Например, к таким документам могут относиться Положение о разъездном характере работы, Приказ руководителя об утверждении перечня должностей с разъездным характером работы.

Поскольку законодательство не дает определения, что такое разъездной характер работы, то работодатель должен самостоятельно установить критерии разъездного характера работы.

Так, в Положении можно прописать, что «разъездным считается характер работы, при котором сотрудник более 5 часов в течение рабочего дня проводит в поездках за пределами территории работодателя» или «при разъездном характере работы сотрудник для исполнения своих служебных обязанностей регулярно (не реже 7 раз в течение рабочей недели) совершает поездки за пределы территории работодателя». Утвердить перечень должностей с разъездным характером работы целесообразно отдельным приказом, поскольку перечень периодически может пополняться или изменяться, а издать новый Приказ проще, чем вносить изменения во все Положение.

! Обратите внимание: разъездной характер работы предполагает регулярные поездки сотрудника при исполнении своих трудовых функций, а не разовые. То есть командировки раз в месяц не могут расцениваться как разъездной характер работы. Указание на разъездной характер работы обязательно должно содержаться в трудовом договоре с работником.

2. Должностная инструкция сотрудника.

В должностной инструкции должны быть четко прописаны трудовые обязанности, предполагающие регулярные поездки. Например, такие обязанности, как выезд к клиентам для устранения неполадок (установки, настройки и т.д.), выезд к потенциальным клиентам для проведения переговоров (демонстрации продукции, заключения договоров), доставка корреспонденции контрагентам и другие обязанности.

3. Соглашение между работником и работодателем об использовании личного транспорта в служебных целях.

[attention type=yellow]

Такое соглашение может содержаться в трудовом договоре, а может быть оформлено как отдельное дополнительное соглашение к трудовому договору.

[/attention]

Я рекомендую второй вариант, поскольку условия соглашения могут изменяться (при покупке нового автомобиля, при изменении суммы компенсации или размера возмещения расходов), и гораздо удобнее в этом случае просто сделать новое дополнительное соглашение, чем вносить изменения в пункты трудового договора.

В Соглашении об использовании личного автомобиля в служебных целях необходимо зафиксировать следующую информацию:

  • Характеристики транспортного средства (тип ТС (легковой, грузовой), марка, год выпуска, регистрационный знак, рабочий объем двигателя и другие существенные характеристики);
  • Размер компенсации;
  • Расходы, которые подлежат возмещению, их размер (или порядок расчета) и порядок подтверждения;
  • Порядок и сроки выплаты компенсации и сумм возмещения расходов.

К Соглашению необходимо приложить копию паспорта транспортного средства и копию свидетельства о государственной регистрации транспортного средства. В том случае, если работник управляет автомобилем, не принадлежащим ему на праве собственности, помимо перечисленных документов требуется копия полиса ОСАГО, в который вписан данный сотрудник.

Скачать Образец соглашения об использовании личного транспорта в служебных целях

4. Приказ руководителя об установлении компенсации за использование личного транспорта и порядке возмещения расходов, связанных с его использованием.

Приказ составляется на основе Соглашения об использовании личного транспорта в служебных целях, закрепляет ответственных лиц и служит основанием для начисления и выплаты компенсации и возмещения расходов сотруднику.

Скачать Образец приказа о возмещении расходов в связи с использованием личного транспорта

5. Документы, подтверждающие фактическое использование работником личного транспорта в служебных целях и величину расходов, понесенных в процессе такого использования. Унифицированные формы таких документов, обязательные для применения, отсутствуют, поэтому работодатель вправе самостоятельно их разработать и утвердить.

Например, фактическое использование работником личного транспорта в трудовой деятельности могут служить путевой лист (по форме работодателя), ведомость разъездов сотрудника в служебных целях. Главное, чтобы эти документы содержали следующую информацию:

  • информацию о работнике и о транспортном средстве (на основе Соглашения);
  • информацию о маршруте следования с указанием пунктов назначения и километража. Маршрут следования должен однозначно свидетельствовать о служебном характере поездок.

Для возмещения сотруднику расходов, связанных с эксплуатацией личного автомобиля в служебных целях, необходимы документы, подтверждающие такие расходы:

  • чеки АЗС, чеки или квитанции услуг мойки машины, ремонтных работ и т.д.;
  • расчет произведенных расходов в денежном выражении. Например, расход топлива будет рассчитываться исходя из километража, подтвержденного документально, цены, указанной в чеках, и норм расхода топлива, утвержденных в Соглашении об использовании личного транспорта в служебных целях.

Наличие документов, перечисленных выше, является необходимым и достаточным условием для начисления и выплаты работнику компенсации за использование личного транспорта в служебных целях.

Кроме того, надлежащее документальное оформление позволит Вам избежать претензий со стороны налоговой инспекции и внебюджетных фондов.

А о том, как облагается страховыми взносами и НДФЛ компенсация за использование личного транспорта работникам читайте в следующей статье.

Законодательные  нормативные акты:

Трудовой кодекс РФ

Все Кодексы РФ опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/

Источник: http://buh-aktiv.ru/kak-oformit-kompensatsiyu-za-ispolzovanie-lichnogo-transporta-rabotniku/

Оплата водителям на ремонте

Оплачивается ли простой водителю, если его авто продали и не предоставляют работу?

В практике работы автотранспортных предприятий постоянно происходят такие ситуации, когда необходимо обслуживать или ремонтировать автомобиль, или другое транспортное средство. В связи с этим возникают вопросы, связанные с оплатой водителям на ремонте. Возможно несколько вариантов управленческого решения в такой ситуации.

b

Солдат спит, а служба идёт? Не всегда

Обычно предполагается, что время простоя машины в ремонте должно быть минимальным, так как в это время она не приносит пользы, не выполняет свою основную функцию.

Соответственно, и водитель также не «загружен» работой.

Есть также такое мнение, что некоторые водители сознательно готовы затягивать время ремонта свой машины, так как ему легче «прохлаждаться» в цехе и неторопливо выполнять ремонт, чем быть «на линии».

Водители особенно «неторопливы» в ремонте, когда заработная плата за ними сохраняется в том же размере, что и при работе на маршруте.

[attention type=red]

Поэтому в организациях стараются выстроить систему оплаты водителям на ремонте таким образом, чтобы их заработок за это время был несколько меньше, чем в случае выполнения своих прямых обязанностей. Считается, что это мотивирует их к сокращению срока ремонта.

[/attention]

Однако правильно ли это? Не всегда. Вот что пишет один из водителей на форуме по вопросам оплаты труда (сохранена стилистика и орфография автора):

Работаю водителем автобуса много лет. При устройстве на работу в заявлении указано: “Прошу принять водителем 1 класса”, таковым и тружусь. Обратите внимание, что водителем, а не слесарем! В должностной инструкции так же отсутствует требование о ремонте своими силами.

Вот и объясните мне пожалуйста почему нам оплачивают ТО по среднему, а ремонты 75% тарифа, ссылаясь на “Положение об оплате..

”? Вы сидящие в кабинетах и считающие наши зарплаты сами моете у себя полы, ремонтируете компы свои? А так же сломавшиеся столы, стулья и прочее? Сами себе программы пишите и устанавливаете? А если у вас (как и у нас) водитель и слесарем является (например встал на трассе и ремонтирует), то не совмещение ли это профессий с вытекающей из этого оплатой?

С ним можно согласиться. Поэтому важно выстроить справедливую систему оплаты водителям, техника которых выведена в ремонт. Тогда и ремонты пойдут быстрее, и персонал будет мотивирован к хорошей работе.

Вчера водитель – сегодня автослесарь

На период ремонта возможно установить водителю оплату по тарифным ставкам автослесаря согласно выполняемой работы.

Например, если ремонт автотранспорта выполняется водителем самостоятельно, то эти работы можно тарифицировать по ЕТКС (выпуск 02) для слесаря по ремонту автомобилей (1-7 разряды). В документе указаны характеристики работ и приведены их примеры.

Для того, чтобы такая оплата была легитимной, нужно описать все условия оплаты водителям на ремонте в Положении об оплате труда. Тогда не будет необходимости делать какие-либо переводы водителей в автослесари и обратно, чтобы проводить начисление зарплаты.

Например, внести в Положение такую формулировку:

«Водителям транспортных средств, находящихся на ремонте, оплату за время ремонта производить по тарифным ставкам слесаря по ремонту автомобилей, соответствующих характеру выполняемого ремонта в соответствии с ЕТКС выпуск 02, утв. постановлением Минтруда РФ от 15 ноября 1999 г. N 45».

Доплаты и надбавки в период ремонта

Не нужно забывать также вопрос действия доплат и надбавок на период ремонта. Закономерно, что если ремонт техники будет производится в специальном помещении и на рабочих местах с нормальными условиями труда, то доплата за работу во вредных условиях водителю не начисляется.

Также необходимо урегулировать вопрос с выплатой премии, если такая определена положением об оплате труда или премировании.

Зачастую водителям на ремонте премию не выплачивают, так как показатели премирования не выполняются. Однако иногда имеет смысл сделать дополнительное разовое премирование, например, за быстрый и качественный ремонт. Это стимулирует водителя к дальнейшему правильному производственному поведению.

Более подробно о вопросах оплаты водителей читайте в специальном обзоре на нашем сайте.

Источник: https://fotrss.ru/zarplaty-po-professiyam/oplata-voditelyam-na-remonte.html

Работнику предоставлено служебное авто — Audit-it.ru

Оплачивается ли простой водителю, если его авто продали и не предоставляют работу?

Рожкова Е.

Журнал ” книга” № 12/2014

http://www..com/G.kniga

Нужны ли доплаты и медосмотры?

Ситуация, когда компания предоставляет своим сотрудникам, которые не являются водителями, в пользование служебные машины, достаточно распространенная. Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам).

Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за руль . Однако не все так просто. Может, за управление автомобилем работнику необходима доплата? А как быть с предрейсовыми медосмотрами? Давайте разберемся.

Разбираемся с доплатой за совмещение

Необходимость доплаты работнику за управление служебным автомобилем зависит от того, действительно ли он выполняет работу водителя, то есть перевозит грузы или людей.

Это можно выяснить из содержания трудового договора работника и должностной инструкции, если она является частью этого договора .

Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата .

Когда доплата не положена

Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:

– не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает);

– может рассматриваться как вид социальной гарантии для определенных работников.

[attention type=green]

А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена.

[/attention]

Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель – образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат. Такой вывод косвенно подтверждают Минздравсоцразвития и Роструд .

Предупреждаем руководителя

Если работник на служебном автомобиле возит грузы или людей, при этом ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции про управление автомобилем ничего не сказано, то ему положена доплата за совмещение.

Эту же точку зрения поддерживают и суды, отказывая в доплате за совмещение профессий (должностей), в частности, если:

профессии инженера и водителя не совмещались, так как инженер не исполнял обязанностей по должности водителя, а в соответствии с должностной инструкцией был лишь допущен к управлению автомобилем для проезда к месту работ на удаленных объектах ;

работник был принят на должность водителя-охранника, оплата труда производилась по тарифной ставке, установленной штатным расписанием и трудовым договором для должности водителя-охранника, следовательно, он не совмещал должности водителя и охранника и доплата ему не положена .

Когда придется доплачивать

Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда:

в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкция ;

[attention type=yellow]

работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение) ;

[/attention]

работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение.

Суд решил, что профессии водителя и экспедитора, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодателя ;

положения трудового договора свидетельствовали о том, что фактически выполнявшиеся работником действия, связанные с вождением автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии, выходили за пределы обычных должностных обязанностей работника как начальника отдела .

Как видим, доказать факт совмещения работникам удается только на основании документов. И если такие документы имеются, то работодателю проще доплатить работнику за совмещение, не доводя дело до суда.

Предрейсовые медосмотры только для водителей

За отсутствие предрейсовых медосмотров водителей (которые работодатель проводит за свой счет ) инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 000 руб.  Также организацию может наказать и трудовая инспекция – привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП .

Вместе с тем медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принятых на работу в качестве водителя . Поэтому если сотрудник ездит на служебном авто, но при этом в качестве водителя не оформлен, то проходить обязательные медосмотры, в том числе предрейсовые, он не должен.

* * *

А вот каково мнение представителя Роструда по этим вопросам.

Из авторитетных источников

Шкловец Иван Иванович – Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“Требование проводить медосмотры относится к транспортным компаниям, в штате которых есть водители. Если компания не ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и должности водителей штатным расписанием не предусмотрены, то нет оснований и для медосмотров.

Что касается доплат работникам, которым предоставлен служебный транспорт, то ситуация такая. Если в трудовом договоре (должностной инструкции) сказано, что работник использует автомобиль для выполнения своей трудовой функции, то дополнительная оплата за это ему не положена. Ведь, подписав договор, работник тем самым подтвердил, что согласен с его условиями.

Если про использование автомобиля ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции ничего не сказано, то управление автомобилем следует расценивать как дополнительную работу, за которую полагается доплата”.

Итак, если работнику положена доплата за совмещение, а ваша организация ее не платит, это может привести к весьма неблагоприятным последствиям. Это не только штраф от трудинспекции (для организации – от 30 000 до 50 000 руб.

, а для ее руководителя – от 1000 до 5000 руб. ), но и претензии со стороны работников, что может оказаться гораздо хуже.

Ведь тогда работодателю придется раскошелиться еще и на денежную компенсацию за задержку доплаты, а также на возмещение морального ущерба и судебных издержек .

[attention type=red]

п. 2 ст. 209 ГК РФ; п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства от 23.10.93 N 1090

[/attention]

ст. 57, ч. 3 ст. 68 ТК РФ

ч. 1, 2 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/756382.html

ПравовойСовет
Добавить комментарий