Один собственник имеет более 50% площади дома. Как нам обойти норму п.3 ст.48 ЖК?

Голосование и квадратные метры

Один собственник имеет более 50% площади дома. Как нам обойти норму п.3 ст.48 ЖК?

В нашем новом многоквартирном доме организуется ТСЖ. Решили, что платить деньги на общие нужды нужно в зависимости от площади квартиры. Естественно, все собственники 2- и 3-комнатных квартир против.

1. Можно ли не вступать в ТСЖ?

2. Действительно ли, чем больше площадь квартиры, тем больше я имею?

Под товариществом собственников жилья (далее — ТСЖ) понимается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).

1 Членом товарищества собственник помещения в многоквартирном доме становится на основании заявления о вступлении в ТСЖ.

Таким образом, если от владельца квартиры в правление ТСЖ не поступило никаких документов о приеме, то он таковым не является. Но отказ собственника от вступления в члены товарищества не освобождает его от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом, для его содержания и эксплуатации.

ТСЖ не вправе нарушать права домовладельцев, отказавшихся от членства в товариществе, устанавливая преимущества и льготы по владению и пользованию общей долевой собственностью только для членов товарищества либо налагая на невступивших собственников дополнительные обязанности, выходящие за рамки возмещения необходимых затрат по управлению кондоминиумом и его эксплуатации (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.04.98 № 10-П).

Следует помнить и о том, что созданные ТСЖ не всегда правомочны. Число членов товарищества должно превышать 50% от общего числа собственников в многоквартирном доме.

В случае если их число менее установленного законом, то создание данного товарищества незаконно.

[attention type=yellow]

А если товарищество не обладает более чем половиной , общее собрание собственников обязано принять решение о ликвидации ТСЖ (п. 2 ст. 141 ЖК РФ).

[/attention]

2 Необходимо учесть, что ЖК РФ предусматривает проведение общего собрания членов ТСЖ (ст. 145 ЖК РФ) и общего собрания собственников помещений (ст. 44 ЖК РФ).

При проведении общего собрания законодатели подробно расписали порядок определения количества .

Так, в соответствии с п. 3 ст.

48 ЖК РФ «Количество , которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество». В качестве примера подсчета можно рассмотреть Краткую инструкцию по организации и проведению общих собраний в многоквартирных домах, утвержденную одним из муниципальных образований:

1 голос = 1 кв. м общей собственности:

A (общая площадь дома) = 2791,9 кв. м;

В (общая площадь всех квартир) = 2543,3 кв. м;

С (места общего пользования) = А – В = 2791,9 кв. м – 2543,3 кв. м = 248,6 кв. м.

Количество собственника одной квартиры площадью 44,5 кв. м = 44,5 кв. м х
С : В = 44,5 кв. м х 248,6 кв. м: 2543,3 кв. м = 4,35 = 4,4 голоса.

А вот с подсчетом при проведении общего собрания членов ТСЖ сложилось два мнения.

Сторонники первого метода придерживаются точки зрения, что подсчет должен производиться по методу, который применяется для ания на общем собрании собственников помещений в многоквартирных домах. Они аргументируют это тем, что п.

3 ст. 146 ЖК РФ приравнивает правомочия собрания членов ТСЖ к собраниям собственников помещений в многоквартирных домах. Следовательно, правила ания членов ТСЖ должны соответствовать требованиям ания на общем собрании собственников.

Сторонники второго мнения утверждают, что каждому члену ТСЖ принадлежит один голос при ании, и аргументируют это следующим образом. ЖК РФ устанавливает порядок определения количества при ании для собственников помещений в многоквартирных домах.

[attention type=red]

Но собственник жилья не обязательно должен быть членом ТСЖ (Кодекс предусматривает три варианта управления многоквартирным домом: непосредственно самими собственниками, управляющей организацией, ТСЖ или жилищным кооперативом).

[/attention]

А вопросы, рассматриваемые на общем собрании членов ТСЖ, отличаются от компетенции общего собрания собственников помещений.

Поскольку в ЖК РФ порядок определения числа на общем собрании членов ТСЖ четко не прописан, мы рекомендуем зафиксировать его в Уставе товарищества. В этом случае может быть установлен любой из предложенных вариантов определения .

Источник: https://www.eg-online.ru/article/58783/

Особенности проведения ОСС: часть 3

Один собственник имеет более 50% площади дома. Как нам обойти норму п.3 ст.48 ЖК?

Настоящая публикация содержит разъяснения отдельных нюансов проведения общих собраний собственников помещений (далее – ОСС) многоквартирных домов (далее – МКД) и является продолжением ранее размещенных на сайте первой и второй частей статьи по отдельным вопросам ОСС.

Общее число собственников

Одной из важнейших задач при проведении общих собраний является определение общего числа собственников помещений в МКД. Такое общее число необходимо определять, прежде всего, для разрешения вопроса наличия кворума на ОСС.

При обжаловании решений общих собраний довольно распространены случаи, когда суды требуют некий документ, в котором указано общее число собственников помещений.

С учетом того, что количество собственника пропорционально площади помещения в собственности указанного собственника, требование судов обычно сводится к предоставлению некого документа, в котором должна быть указана общая площадь помещений дома, при этом Протокол общего собрания судами в качестве такого документа часто не принимается, поскольку, во-первых, этот протокол как раз обжалуется, во-вторых, суды признают достоверным только те документы, которые составлены (утверждены) какими-либо государственными органами. И в подавляющем числе случаев суды при истребовании документа, содержащего общую площадь помещений дома с целью исследования вопроса наличия кворума на общем собрании, в качестве такого документа принимают только технический паспорт МКД, в котором содержатся данные об общей площади всех помещений дома.

Однако, на самом деле применение в расчетах данных из документации технического учета (в том числе – технического паспорта) действующим законодательством РФ не предусмотрено.

Согласно части 3 статьи 48 ЖК РФ «количество , которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме».

При этом в соответствии с частью 1 статьи 37  ЖК РФ «доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения».

[attention type=green]

Из приведенных норм следует, что количество собственника пропорционально площади помещения (помещений) в МКД, которым (которыми) такой собственник владеет.

[/attention]

Кроме того, из совокупности норм ЖК РФ следует несколько важных выводов:1) Количество , которыми обладает собственник помещения, пропорционально площади помещения, принадлежащего этогму собственнику, но при этом не устанавливается коэффициент пропорциональности – то есть допустимо определять, что один голос равен одному квадратному метру или один голос равен ста квадратным метрам, либо определять иные удобные для инициатора ОСС пропорции;2) Количество , которыми обладает собственник помещения, не зависит от того, является ли помещение, принадлежащее этому собственнику, жилым или нежилым;3) Голосами обладают именно собственники помещений, количество пропорционально площади помещений, принадлежащих конкретным собственникам. Площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД, при определении количества конкретного собственника или общего числа всех собственников не учитывается;

4) Общим имуществом дома владеют только собственники помещений МКД, причем абсолютно все собственники помещений МКД, следовательно, сумма долей всех собственников в праве общей собственности на общее имущество равна 100%, то есть всем общим имуществом собственники помещений владеют совместно и иных собственников у общего имущества нет. Поскольку количество каждого собственника пропорционально доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество, то и сумма всех собственников помещений дома составляет 100% собственников в таком доме, то есть тождественно равна общему числу собственников помещений в МКД.

https://www.youtube.com/watch?v=xO498Xk17Ew

Приведенные выводы доказывают, что определение общего количества собственников помещений МКД исходя из общей площади помещений дома, указанной в техническом паспорте, является некорректным.

Использование данных технического паспорта при определении общего количества собственников может привести к необоснованному применению в расчетах количества площади помещений, входящих в состав общего имущества, что влечет за собой неверное определение доли каждого собственника в общем числе собственников.

Учет в расчетах общего числа площади помещений, входящих в состав общего имущества, приводит к превышению рассчитанного таким методом общего числа над суммой всех собственников помещений МКД, что недопустимо – общее число должно быть тождественно равно сумме собственников.

Пример:

Пусть в МКД имеется 6 квартир и два нежилых помещения. Площадь всех помещений примем следующей: квартира 1 – 60 кв.м, квартира 2 – 55 кв.м, квартира 3 – 45 кв.м, квартира 4 – 55 кв.м, квартира 5 – 55 кв.м, квартира 6 – 50 кв.м, нежилое помещение N1 – 70 кв.м, нежилое помещение N2 – 155 кв.м.

Квартира 1 принадлежит собственнику A, квартира 2 принадлежит собственнику B, квартира 3 принадлежит собственнику C, квартира 4 принадлежит собственнику D, квартиры 5 и 6 принадлежат собственнику E, нежилое помещение N1 принадлежит собственнику F (в нем оборудован продуктовый магазин), нежилое помещение N2 относится к общему имуществу.

Собственник A инициировал общее собрание, в котором приняли участие собственники A, С, D и E.

Согласно протоколу ОСС один голос равен одному квадратному метру, общее число всех собственников: 60+55+45+55+55+50+70=390 (равно сумме площадей всех квартир и нежилого помещения N1 – всех жилых и нежилых помещений в собственности), количество участников: 60 [собственник A] + 45 [собственник C] + 55 [собственник D] + (55+50) [собственник E] = 265, что составляет (265/390)*100 = 67,95% от общего числа . Кворум имеется, ОСС правомочно. Общее собрание приняло решение передать нежилое помещение N2 в аренду торговой сети, продающей продукты, утвердило размер арендной платы и порядок ее внесения.

Собственник F, узнав о решении ОСС, понимая, что передача нежилого помещения N2 в аренду торговой сети ведет к серьезной угрозе его бизнесу (продуктовому магазину, оборудованному в помещении N1, принадлежащем собственнику F), обратился в суд с иском о признании решений общего собрания недействительным, аргументируя свои требования следующими доводами: согласно техническому паспорту общая площадь всех помещений в доме составляет 60 [квартира 1] + 55 [квартира 2] + 45 [квартира 3] + 55 [квартира 4] + 55 [квартира 5] + 50 [квартира 6] + 70 [нежилое помещение N1] + 155 [нежилое помещение N2] = 545 кв.метров, согласно протоколу ОСС площади помещений, принадлежащих участникам собрания (и это подтверждается экспликациями технического паспорта и выписками из ЕГРП), составили 265 кв.метров, следовательно, в ОСС участвовали собственники, обладающие лишь (265/545)*100 = 48,62% от общего числа , и кворума не имелось.

Расчет, представленный собственником F, при всей его кажущейся логичности, является неправильным, не основанным на законе.

Приведем доказательство «от противного»: если считать расчет собственника F верным, тогда общее число в доме (при равенстве одного голоса одному квадратному метру) составляет 545.

[attention type=yellow]

Доля собственника A в общем числе  (60/545)*100 = 11,01%, доля собственника B в общем числе  (55/545)*100 = 10,09%, доля собственника C в общем числе  (45/545)*100 = 8,26%, доля собственника D в общем числе  (55/545)*100 = 10,09%, доля собственника E в общем числе  ((55+50)/545)*100 = 19,27%, доля собственника F в общем числе  (70/545)*100 = 12,84%.

[/attention]

Общая сумма долей перечисленных собственников (а это исчерпывающий перечень собственников помещений дома) в общем числе составит: 11,01% [собственник A] + 10,09% [собственник B] + 8,26% [собственник C] + 10,09% [собственник D] + 19,27% [собственник E] + 12,84% [собственник F] = 71,56%.

Из приведенного расчета следует, что некие неустановленные лица обладают еще 28,44% собственников помещений в данном доме. Но такой вывод противоречит установленной законом концепции, а именно: исключительно собственники помещений в МКД обладают голосами в целях принятия решений на ОСС, сумма долей собственников в общем числе должна составлять 100%.

Таким образом, суду в рассматриваемом примере надлежит признать ОСС правомерным, решения ОСС действительными и подлежащими исполнению, в исковых требованиях собственника F отказать.

И чтобы окончательно разобраться в вопросе, укажем, откуда же взялся дисбаланс, что это за 28,44%. А это как раз доля , которая в расчете собственника F была отнесена на нежилое помещение N2: (155/545)*100=28,44%.

Однако, указанная доля не может принадлежать какому-либо конкретному собственнику, поскольку нежилое помещение N2 входит в состав общего имущества, и доля , которая отнесена на это нежилое помещение N2, должна быть распределена среди всех собственников помещений A, B, C, D, E, F. Произведя такое распределение, мы увидим, что доля каждого собственника в общем числе всех собственников помещений МКД равна доле площади помещения (помещений) в собственности этого собственника в общей площади помещений дома, принадлежащих конкретным собственникам и не входящим в состав общего имущества.

Для нашего примера: общая площадь помещений в собственности 390 кв.

метров, доля собственника A в общем числе  (60/390)*100 = 15,39%, доля собственника B в общем числе  (55/390)*100 = 14,10%, доля собственника C в общем числе  (45/390)*100 = 11,54%, доля собственника D в общем числе  (55/390)*100 = 14,10%, доля собственника E в общем числе  ((55+50)/390)*100 = 26,92%, доля собственника F в общем числе  (70/390)*100 = 17,95%.

Общая сумма долей перечисленных собственников (а это исчерпывающий перечень собственников помещений дома) в общем числе составит: 15,39% [собственник A] + 14,10% [собственник B] + 11,54% [собственник C] + 14,10% [собственник D] + 26,92% [собственник E] + 17,95% [собственник F] = 100,00%.

Для проверки правильности расчета собственника A (инициатора ОСС) сложим доли участников этого собрания (участвовали A, C, D и E): 15,39% [собственник A] + 11,54% [собственник C] + 14,10% [собственник D] + 26,92% [собственник E] = 67,95%. Как мы видим, именно такое количество принадлежит участникам собрания согласно протоколу ОСС.

Документы, подтверждающие право собственности

Пункт 2 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ устанавливает:
«5.1.

При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного ания в решении собственника по вопросам, поставленным на ание, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:…

2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в ании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме

».

Кроме того, требования об указании в протоколе общего собрания реквизитов документов, подтверждающих право собственности, установлены приказом Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр.

Укажем документы, которые подтверждают право собственности на помещения МКД.

1. Документ, подтверждающий государственную регистрацию права собственности

Источник: https://acato.ru/articles/20171221/nyuansy-provedeniya-obshih-sobranij-chast-3

Статья 48 ЖК РФ. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (действующая редакция)

Один собственник имеет более 50% площади дома. Как нам обойти норму п.3 ст.48 ЖК?

Жилищный кодекс, N 188-ФЗ | ст. 48 ЖК РФ

1. Правом ания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на ание, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.

2. Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на ание.

Доверенность на ание должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 статьи 185.

1 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.

3. Количество , которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

4. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на ание.

4.1. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного ания, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на ание.

5. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного ания, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на ание, за исключением случая, предусмотренного статьей 47.1 настоящего Кодекса.

[attention type=red]

5.1. При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного ания в решении собственника по вопросам, поставленным на ание, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:

[/attention]

1) сведения о лице, участвующем в ании;

2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в ании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;

3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками “за”, “против” или “воздержался”.

6. При ании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на ание, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в ании собственником оставлен только один из возможных вариантов ания.

Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.

В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на ание, содержит несколько вопросов, поставленных на ание, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.

Постоянная ссылка на документ URL документа [скопировать] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать] BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

  • Решение Верховного суда: Определение N 302-КГ17-10811, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения. Принимая постановление по делу, суд кассационной инстанции исходил применительно к положениям статей 44 – 48, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), предусматривающих принятие решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, о выборе способа формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме…
  • Решение Верховного суда: Определение N 308-ЭС16-12836, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, руководствуясь статьями 65, 69 АПК РФ, статьями 63, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации статьями 45, 46, 47, 48, 135, 136, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 39 «Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска…
  • Решение Верховного суда: Определение N 302-ЭС15-11673, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация При этом суды руководствовались статьями 147, 166, 168, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 44, 46, 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Достаточных оснований для иных выводов заявителем не приведено…

Источник: https://www.zakonrf.info/jk/48/

ПравовойСовет
Добавить комментарий