Нужно ли учителю отрабатывать не проведенный урок по расписанию?

Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей

Нужно ли учителю отрабатывать не проведенный урок по расписанию?

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона. 

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов.

Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки.

А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы.

Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора.

Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

[attention type=yellow]

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

[/attention]

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе.

Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям.

Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии.

Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой.

Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК).

[attention type=red]

Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы.

[/attention]

Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Рабочее время, или Когда преподаватель может уйти домой?

Нужно ли учителю отрабатывать не проведенный урок по расписанию?

Статья посвящена классическим педагогическим работникам, которые не выполняют дополнительные трудовые функции (классное руководство, социальный педагог и т.д.) и работают в обычных школах и СПО

Вся рабочая атмосфера преподавателя регулируется:— Конституцией РФ;— Трудовым кодексом РФ;— Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.05.

2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Приказ № 536);

— Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г.

№1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приказ №1601)

Начнем по порядку. Ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантирует, что:— труд свободен.

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (Мы выбрали профессию учитель/преподаватель);— принудительный труд запрещен (это для тех, кто выполняет все требования администрация, а то уволят и как бы не начали придираться);— каждый имеет право на отдых.

Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным «законом» продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.Мы сами вольны выбирать то, кем мы хотим работать, и раз мы определились с работой, то должны работать столько, сколько нужно, а не сколько хочет хозяин.

Рабочее время регулируется разделом 4 ТК РФ, а время отдыха 5 разделом ТК РФ с учетом особенностей главы 52 ТК РФ. Сразу оговоримся, что в главе 52 ТК РФ про время отдыха ничего не сказано. Трудовой кодекс четко дает определение рабочему времени, а именно: согласно ст.

91 ТК РФ «Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени».

При этом Работодатель обязан вести «учет» времени, фактически отработанного каждым работником. Это время отражается в табеле учета рабочего времени. В нашей организации каждый педагог сам на себя его заполняет и указываем мы там только часы, которые потратили на проведение занятия. Ни больше ни меньше.

Таким образом, рабочим временем преподавателя является время проведения учебного занятия.

Согласно ст.106 ТК РФ время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Ваше рабочее время закончилось вместе с парой/уроком, дальше вы тратите его по своему усмотрению.

Ведь преподавателям оплачивают только за тарифицированное время. Вся остальная работа это ваша личная инициатива.
Пункт 1.

1 Приказа №536 говорит нам о том, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливают правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678.

Что включается в рабочее время?

Проанализировав Приказ №1601, я нашел только этот абзац, который касается того, что же включается в рабочее время.

В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Далее в п. 2.1. Приказа № 536 определено, что выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее — работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее — преподавательская работа), которая выражается в фактическом объёме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом № 1601 (далее — нормируемая часть педагогической работы).

[attention type=green]

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее — другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности.

[/attention]

Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.Итак, педагог выполняет два вида работы:— нормированная часть (это пары/уроки);— другая часть педагогической работы.Если с первой частью все понятно, то вторая требует внимания.

Итак, другая часть педагогической работы согласно п.2.

3 Приказа №536 определяется с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату.

То есть мы видим, что в рабочее время включается только работа, предусмотренная трудовым договором, должностными обязанностями и индивидуальным планом, при этом вся работа должна быть предусмотрена планом мероприятий, и, соответственно, эта работа должна быть оплачена. То, что нам вменяют в обязанность не только учить, но и воспитывать детей, частично не соответствует действительности. Педагоги должны это делать, но только в рабочее время. А рабочим временем является урок/пара. Таким образом, все воспитательные процессы происходят на занятиях.
Все остальное, а именно ведение дневников, изучение индивидуальных способностей обучающихся, воспитание вне урока и т.д. (подробнее в п.2.3. Приказа №536) за дополнительную оплату.

И самая главная изюминка, запомните и поставьте на рабочем столе как оберег от начальства п.2.

4 Приказа №536: «В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.Вспомните при этом, как администрация увещевает словами о том, что вы должны работать с 9-18:00, что вы должны делать кучу документов (КОСы, УМК и т.д.). Давайте вместе скажем — нет рабству педагогов!

Подытоживая, перевожу все выше написанное с юридического на русский: «Уроки закончились — идем смело домой».

Магическая формула 18=36

И в заключение коротенькое, но очень важное дополнение о странном математическом действии. Оказывается, ходит легенда, что, работая по ставке 18 часов, педагогический работник имеет нагрузку 36 часов в неделю.

Из уст старцев и сказочников я понял, что формула выглядит следующим образом: 18 часов (ставка, с ней никто не спорит) умножаем на 2 (или, как говорят, один час ставки плюс один час подготовки к уроку) = 36 часов.Вроде все складно, но.

Если у человека нет ставки, и он работает в нагрузке 10 часов, то у него тоже итоговое количество рабочих часов 36? Он что, готовится к занятиям усерднее других?У меня, например, учебная нагрузка 40 часов в неделю.

Это получается, по вашей формуле, что итого в неделю я работаю 80 часов! Делим эти часы на 5 рабочих дней и получаем… 16 часов в день! Уважаемые преподаватели истории, у нас забыли отменить рабство и крепостное право?)))))))Нет уж, коллеги.

Давайте будем оперировать законами и постановлениями, а не «хотелками» начальства и не своей, порой больной, фантазией.

Итак, пару слов о самой ставке 18 часов у учителей или 720 часов у педагогов СПО. Это разработана и утверждена минимальная нагрузка на преподавателя, которая позволяет исчислять льготный стаж для выхода на пенсию. Для педагогов СПО это актуально, если они преподают на первом курсе. (Надеюсь, им известно об этом)

[attention type=yellow]

То есть, что это значит? Это значит, если вы хотите льготную пенсию, то работать надо минимум 18 часов в неделю, не меньше. Но ст. 333 ТК РФ имеет интересную фразу, что максимальная нагрузка в неделю у преподавателя 36 часов.

[/attention]

Так вот, дорогие педагоги, 36 часов это, чтобы педагогов не загонять, как рабочих лошадей, всеми 40 часами и более (это без учета неадекватных отчетов и т.д.). То есть задумка неплохая.

Итак, мы имеем два числа — 18 и 36 часов.

Смысл их в том, что количество классов и учеников ежегодно в школе меняется, и логично последствие в виде изменения нагрузки на учителей. Стало меньше классов, следовательно, меньше работы у педагогов.

И чтобы каждый раз это не становилось проблемой для образовательного учреждения, государство дало им автономию в виде 18-часовой «вилки» (максимально 36 часов — 18 минимальных).

В пределах этой разницы администрация ежегодно может изменять нагрузку на педагога и, соответственно, манипулировать и увеличивать лояльность работников к себе.

Ведь чем больше нагрузка, тем больше зарплата, логично же? И как бы педагог ни был разочарован или не согласен со своей нагрузкой, если она в пределах от 18 до 36 часов, он ничего не может сделать, он просто с такой нагрузкой ознакамливается и все. Этому есть подтверждение в судебной практике.

Нагрузка может выходить за пределы минимальной или максимальной величины только с согласия работника (я таковое давал на нагрузку в 40 часов).

Единственный случай, когда работнику могут дать меньше 18 часов, это производственная невозможность обеспечить ими педагога, утрированно, у всех и так только 18 часов, и осталось еще 10 часов. И то, даже в этом случае, как бы цинично ни звучало, у педагога спрашивают согласие на такую нагрузку.

Все, высказался я о ваших магических формулах. Самое печальное в этом то, что педагоги сами оправдывают рабство на работе и придумывают различные байки… Но я намерен со всеми этими байками бороться!

[attention type=red]

Возвращаемся к режиму рабочего времени и к вопросу, сколько же находиться в стенах учебного заведения. Нашел Апелляционное определение Московского городского суда от 18.08.2016 по делу №33-31953/2016, в котором также дополнительно подтверждена правовая позиция, которую я изложил в своей статье.

[/attention]

Судебная практика

Привожу выдержку из судебного акта: «…Кроме этого, правильными признаются выводы суда в части отказа в иске о признании отсутствия за истцом обязанности работать в течение 36 часов в неделю, признании незаконным установления продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, и отмене распоряжений работодателя об обязанности находиться на рабочем месте в течение 36 часов в неделю (пункт 6 искового заявления), поскольку указанная продолжительность рабочего времени для истца не установлена ни трудовым договором, ни приказами работодателя…»

Надеюсь, понятно, что там написано? Логика от обратного, суд не может отменить такое требование, потому что его нет. Нет его ни на бумаге, ни в форме устного распоряжения.

Если бы такое требование было бы основано на нормативных правовых актах, то суд непременно его указал бы, но такого в законодательстве просто НЕТ. И возвращаемся туда, откуда пришли.

Уроки закончились, совещаний нет, значит смело — ДОМОЙ!Если не верите своим глазам, перечитывайте, как мантру, выдержку из судебного акта, пока не снизойдет откровение.

Иван ПЛАТОНОВ
Проект «Юрист для учителя»

Источник: https://xn----dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/rabochee-vremja-ili-kogda-prepodavatel-mozhet-ujti-domoj/

Рабочее и нерабочее время педагога: в каком режиме работает учитель?

Нужно ли учителю отрабатывать не проведенный урок по расписанию?

Обновление от 12.03.2017 в связи с выходом нового нормативного акта взамен утратившего силу.

Данная статья поможет многим учителям, которые приходят в школу и не знают, по какому режиму они должны работать. Ведь кроме расписания уроков временных рамок в их рабочем дне нет, отсюда и вопросы. Постараемся на них ответить.

Заодно лишний раз посвятим родителей в рабочие будни учителя (как мы это делали в статьях «Чем занимается учитель» и «Права и обязанности учителя»).

Для законного обоснования многих пунктов данной статьи будем использовать

Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

36 часов в неделю или ненормированный день?

Заглянув в свою должностную инструкцию учителя, я видела в графе «Продолжительность рабочего времени» — 36 часов в неделю. Что входит в эти часы?— ваша ставка (сколько уроков вы даете – должно быть не менее 18 часов);

— «другая часть педагогической работы» — проверка тетрадей, консультации, исправление работа с учениками, родительские собрания, дежурства в школе, участие в педсоветах, школьных мероприятиях и т.д. и не забудем про самую сложную часть (так как она творческая) – подготовка уроков.

Согласно вышеупомянутому приказу №536, ч. II, п. 2.1.

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее — другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

То есть, если ваша ставка 18 часов, то вся остальная педагогическая работа должна уложиться в остальные 18 часов. Но это идеал. В условиях, когда современный учитель вынужден отрабатывать 27, 30, а то и все 36 часов только в уроках, его рабочий день превращается в ненормированный.

Почему учитель работает 36 часов в и более в неделю:

1) Как примерно сказал на одной из конференций с журналистами В.В. Путин «С одной ставкой жить не на что, с двумя – некогда».Учителя часто вынуждены брать гораздо больше положенных 18 часов, чтобы просто выжить. К сожалению, часто это плохо влияет на качество даваемых знаний.

2) Политика администрации школы.

Некоторые завучи или директора считают, что раз они всю свою жизнь посвящают школе, то и другие работники должны делать то же самое. И, как нарочно, не берут других учителей на свободные ставки, загружая до полного предела работающих. В одной школе моего города завуч считает нормальным загружать даже только пришедших учителей нагрузкой в 36 часов с классным руководством. Какие знания получат дети и какое здоровье будет у этих учителей, думаю, озвучивать не обязательно, и так понятно.

Пятидневка и шестидневка в школе: есть ли у учителя выходные?

Учителя, работающие пять дней в неделю – вы везунчики! Как я завидовала, таким как вы, работая буквально на износ 6 дней в неделю.
Да, чисто теоретически при такой рабочей неделе дается один выходной день – воскресенье.

Но! Этот «выходной день» тратится на подготовку уроков к следующей неделе, проверку тетрадей и прочую педагогическую работу.

В итоге долгожданный «выходной» остается таким только в теории, а на практике выходит так: у учителя выходных нет и отдыхать ему просто некогда.

Что такое методический день у учителя?

В этот день учитель не ведёт свои уроки (хотя вполне может заменить другого педагога, болеющего или уехавшего). Вот и всё, чем отличается этот день от других рабочих.

К большому сожалению для учителей, отсутствие своих уроков в расписании не означает, что вы не обязаны находиться на работе. Вас имеют право вызвать на замену, на проведение мероприятий и т.д. и вы не вправе отказать. Методический день – не выходной день.

Проверяйте тетради, готовьте уроки, посетите врача или сделайте другие школьные дела, на которые в обычные дни у вас нет времени и сил.

Хотя, если вас никуда не привлекли и не ждут в школе, вы в принципе можете остаться дома и заниматься своими делами даже в методический день. Я так и делала, когда меня никуда не «припахивали», главное не качать права, что вас куда-то зовут, а у вас «методический день», будете не правы.

Что об этом говорится в приказе министерства образования и науки (п. 2.4.)

[attention type=green]

В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

[/attention]

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования

Окна в расписании

Часто бывает, что посреди рабочего дня у учителя бывает окно — нет урока. Данный простой в работе дополнительно не оплачивается. Это время можно назвать «методическим часом», наподобие методического дня. Проверяете тетради, обедаете, беседуете с родителями или просто отдыхаете — вам решать как провести это время. Хотя если вам поставят в это время замену — тогда и денежку заработаете.

https://www.youtube.com/watch?v=cr80-OrdHa4

Если вас это по каким-то причинам не устраивает наличие окон в вашем рабочем графике — обговорите с завучем, наверняка вам пойдут навстречу. Нет — занимайтесь своими делами.

П. 3.1.

При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.

При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

Согласно закону, окон быть не должно. Но в школе может не хватать кабинетов, так как количество учащихся очень велико и окна становятся вынужденными. Отнеситесь к этому с пониманием и занимайтесь проверкой тетрадей или другой работой.

Каникулярное время и карантин, актированные дни

Снова повторяться на тему, что должен делать учитель во время каникул или карантина, не буду. Этому я посвятила целую статью, которую вы можете прочитать здесь.

Но законную основу вам предложу и здесь для ознакомления.

Во время каникул (Ч. IV, п. 4.1.):

Периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно — каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во время карантина и актированных дней ( Ч. V, п. 5.1):

Периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников.

Выйти на больничный учителю

Если вы заболели – вызывайте врача или идите в поликлинику и предупредите директора или завуча, что вы заболели до начала уроков.

Не стоит переносить болезнь на ногах только потому, что вас ждут дети или не хочется перегружать других учителей (у них же методический день!).

Вам это не даст ничего, кроме осложнений в здоровье (ведь работа учителя очень нервная и напряжённая) и сохранения зарплаты.

Здоровье дороже, школа без вас не развалится.

Единственная радость учителя

Один из немногих плюсов работы учителя – это большой отпуск (от 56 дней до 80 дней в северных районах (Крайний север и приравненные к нему местности).

В отличие от других работ, где его бы разделили на несколько частей, учитель «пашет» весь год и в каникулы, и в методические дни, и в выходные, чтобы в итоге насладиться своим большим отпуском.

Главное, успеть в это время отдохнуть.

Тем, кто решит отстаивать свои трудовые права

Напоследок, напутствие тем учителям, которые по каким-то причинам захотят отстаивать свои трудовые права в инспекции по труду, судах и т.д.

Если оно того стоит и по-другому никак (у вас огромные перенагрузки более 18 часов в неделю, вам дают ту работу, которой вы не обязаны заниматься и пр.), тогда обращайтесь.
Но помните, что, несмотря на нормы (18 часов уроков и 18 часов на др. пед.

работу), школа всё же предполагает ненормированный рабочий день. Вам придется участвовать в педсоветах, затяжных собраниях и т.д.

В городских школах нет возможности работать в рамках, установленных трудовым кодексом (государство у нас такое). Жаловаться можно, но это вряд ли поможет отстоять ваши трудовые права, только испортит отношения с администрацией. Проще поискать другую школу с более сговорчивым руководством или даже сменить стезю, если вы не готовы смириться с нынешним рабочим графиком учителя.

Если я упустила какие-то вопросы или вы что-то не нашли для себя – пишите в комментарии.
Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь благодаря вам сайт будет наполняться новыми интересными статьями с ответами на них. Жду вас снова, всех вам благ!

Источник: https://shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/uchitelyu/rabochee-i-nerabochee-vremya-pedagoga-v-kakom-rezhime-rabotaet-uchitel

ПравовойСовет
Добавить комментарий