Можем ли мы требовать от соседей арендную плату за газовую магистраль?

Вс рф разъяснил, почему использование газораспределительных сетей без договора аренды не образует неосновательного обогащения

Можем ли мы требовать от соседей арендную плату за газовую магистраль?

Закон о газоснабжении не предусматривает обязанность газотранспортной организации заключить договор аренды газораспределительных сетей с их собственником, не оказывающим услуги по передаче (транспортировке) газа, что исключает возможность взыскания платы с лица, отказавшегося заключить подобный договор.

Суть дела

В собственности муниципального образования Мценского района Орловской области находятся газораспределительные сети высокого и низкого давления общей протяженностью 71 000 м, 15 газораспределительных подстанций общей площадью 92 кв. м. (далее — имущество, газораспределительные сети).

В марте 2016 г. администрация Мценского района предложила АО «Газпром газораспределение Орел» (далее — общество) заключить договор аренды газораспределительных сетей. Годовую арендную плату администрация определила в размере 470 600 руб. на основании отчета независимого оценщика.

Общество сообщило о готовности заключить договор аренды указанного имущества, но с величиной годовой арендной платы, не превышающей размер расходов, учитываемых при расчете тарифа на транспортировку газа, установленный ему Федеральной службой по тарифам.

[attention type=yellow]

Размер годовой платы за пользование имуществом, по расчетам общества, не должен превышать суммы в 312 200 руб. без НДС или 368 400 руб. с НДС.

[/attention]

Полагая, что в период с 10 апреля по 10 июня 2016 г. муниципальные газораспределительные сети незаконно использовались обществом для транспортировки газа потребителям в отсутствие заключенного договора аренды, Управление по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области (далее — управление) обратилось в суд с иском о взыскании с общества 78 400 руб. неосновательного обогащения.

Позиция судов

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично. С общества в пользу управления взыскали 52 000 руб.

Апелляция отменила данное решение и удовлетворила требования управления в полном объеме. Решение поддержал суд округа. Суды пришли к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения, возникшего в результате бездоговорного использования спорных газопроводов, и приняли расчет, произведенный истцом исходя из рыночной стоимости арендной платы за использование имущества.

Позиция ВС РФ

ВС РФ отменил акты нижестоящих судов и отказал в удовлетворении иска, исходя из следующего.

В рассматриваемом деле объектом неосновательного обогащения является пользование обществом чужим имуществом (муниципальными газораспределительными сетями, по которым осуществляется поставка газа потребителям) без внесения за это платы, а предметом иска — плата за его использование.

В силу специального назначения спорного имущества к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормативные акты, регулирующие отношения в сфере газоснабжения.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон о газоснабжении) федеральная система газоснабжения — совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.

Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций — собственников Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные названным федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.

), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Согласно ст. 4, 6 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ст.

23 Закона о газоснабжении тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям подлежат государственному регулированию.

Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7 (далее — Методические указания).

В соответствии с п.

[attention type=red]

4 Методических указаний Федеральной службой по тарифам утверждаются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для организаций, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.

[/attention]

Расчет розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется из региональной составляющей розничной цены на газ, которая определяется исходя из установленных ФСТ России тарифов на услуги по транспортировке газа (п. 10, 11, 15 Методических указаний).

Исходя из изложенного, ВС РФ заключил, что истец входит в систему газоснабжения в силу принадлежности ему на праве собственности газораспределительных сетей.

Следовательно, выручка истца от использования объектов газоснабжения должна определяться исходя из регулируемого тарифа.

Иное означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства.

Вместе с тем истец в уполномоченный орган для установления тарифа по транспортировке газа по его объектам не обращался, тариф на транспортировку газа по газораспределительным сетям для него не утвержден. Вопреки выводам судов ответчик не извлек дохода в связи с использованием имущества истца и не получил экономически необоснованной выгоды от такого использования.

Кроме того, ВС РФ отметил, что предложенный истцом доходный метод определения величины арендной платы за пользование газораспределительными сетями не соответствует действующей методике расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, не учитывает специального назначения имущества, фактически направлен на обход действующего законодательства по ценообразованию.

Закон о газоснабжении не предусматривает обязанность газотранспортной организации заключить договор аренды газораспределительных сетей с собственником этого имущества, не оказывающим услуги по передаче (транспортировке) газа, что исключает взыскание платы с лица, отказавшегося заключить подобный договор.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/373812/

В законодательстве выявили недоработку, касающуюся собственности на газопроводы

Можем ли мы требовать от соседей арендную плату за газовую магистраль?

Жительница небольшого городка обратилась в суд с просьбой о постановке на баланс газопровода за пределами ее участка в специализированной организации. Оказалось, что ее проблема волнует в прямом смысле сотни тысяч дачников, садоводов и сельчан.

Шесть лет назад гражданка приобрела в собственность жилой дом с давно подведенным к земельному участку и подключенным к дому газом. Пользовалась газом хозяйка до 2018 года, пока не поступило уведомление от организации, обеспечивающей безопасность эксплуатации газовой сети.

“Письмо счастья” было об отключении газа в связи с планируемой реконструкцией газопровода его собственником. По мнению газовой организации, собственником газопровода был сосед, живущий через участок. Именно он якобы участвовал в его строительстве.

Но ни одного подтверждения о регистрации газопровода на его имя у соседа не имеется.

Конторы – по эксплуатации и по поставке газа – перекладывали обязанности друг на друга

Тогда к суду подключилась прокуратура. И прокурором руководству газовой организации было внесено предостережение о недопустимости отключения газа. Но газовая организация не унималась и неоднократно направляла гражданке уведомление об отключении. Но уже от имени виртуального собственника газопровода.

Истица просила суд заставить поставить газопровод на баланс газовой организации. В суде сосед предложил ей купить газопровод. Собственница соглашалась, но попросила подтвердить право собственности – ведь она должна купить газопровод у настоящего собственника. Но у гражданина документов не было.

В каких городах России лучше всего работают службы ЖКХ[attention type=green]

Зато местный суд, несмотря на недоказанность права собственности на газопровод соседа, отсутствие записи в реестре ЕГРН и информации в органах технадзора, вынес решение отказать хозяйке в иске, поскольку собственником газопровода, по мнению суда, является ее сосед. Либо… сама истица с соседом. Так и написано в решении суда!

[/attention]

К моменту, пока дело дошло до второй инстанции, случилось ЧП – газопровод был поврежден из-за ДТП и подача газа была прекращена другой организации – областной организации в сфере поставки газа.

Во второй инстанции две газовые организации – одна из них – в сфере обеспечения безопасности газового оборудования, а другая – в сфере обеспечения поставок газа, перекидывали свои обязанности друг на друга. Они заявляли, что одна организация только обеспечивает безопасность эксплуатации оборудования, а другая обеспечивает только поставку газа.

Пришлось анализировать “газовое” законодательство с 1999 года. Получилось вот что. Собственником газопровода, как элемента газовых сетей, может быть только специализированная организация, получившая это право в процессе приватизации или “на ином другом законном основании”.

Законодатель четко установил, что границей ответственности являются границы участка гражданина.

За правильное использование оборудования, которое находится на частном участке, несет ответственность гражданин, за его пределами – специализированная организация, которая и принимает на баланс все элементы газовой системы за пределами участков граждан. В некоторых случаях это может делать местная администрация.

Долги по ЖКХ запретили передавать коллекторам

Вышестоящий суд все-таки принял решение об отказе в удовлетворении иска собственницы.

А ведь она исправно платила и платит – как за отсутствующий газ, так и по другому договору – за эксплуатацию газового оборудования. Но что ей делать дальше? Ведь скоро осень.

[attention type=yellow]

Готовить и обогреваться будет нечем. И в похожей ситуации оказываются очень многие граждане, которые живут не в квартирах , а на дачах и в домах.

[/attention]

На правительственном уровне в конце 2013 года частично был решен вопрос о принадлежности газовых сетей.

Постановлением (№ 1314) установлено, что исполнитель, то есть специализированная газовая организация, несет балансовую и эксплуатационную ответственность за элементы газовых сетей до границ земельного участка гражданина.

Однако законодательно до сих пор так и не решена сложная проблема балансовой принадлежности газопроводов, появившихся до вступления в силу этого постановления. А это десятки и сотни километров труб и большие проблемы для простых граждан во всех регионах страны.

Многие из них подают иски о принятии на баланс “своих” труб газовыми организациями. Но те отказываются – мол, содержите свои трубы сами. При этом забывают про безопасность. Ведь газопроводы – источники повышенной опасности. Но пока наши суды не спешат ответить на вопрос – так чья же у вас труба?

Источник: https://rg.ru/2019/08/05/v-zakonodatelstve-vyiavili-nedorabotku-kasaiushchuiusia-sobstvennosti-na-gazoprovody.html

Как оформить сервитут на газопровод 2019 год

Можем ли мы требовать от соседей арендную плату за газовую магистраль?

Статья акутальна на: Июнь 2020 г.

Мишелика Значит в деревеньке есть дачка кого то из администрации, чтож ее за просто так газифицироватью.

Порядок существует ЗК, ГрадК там усе есть, только вот стоит ли спорить с администрацией — не проше ли искать источник для того чтобы строительство окупить.

Уважаемая, можете крупно влететь (по сумме, имеется в виду). Благоустройство и прочее — это хапужничество и уголовщина, перегибы на местах.

Право сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав как право на недвижимое имущество в течение 18 календарных дней с момента подачи соответствующих документов. Необходимые бумаги (ст. 28 Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):

Сервитут на земельный участок

Сервитут (ст. 23 Земельного кодекса РФ) — это право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Владелец участка земли имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им, но обязан предоставить право свободного доступа к объекту, указанному в правоустанавливающих документах, обладателям сервитута, то есть лицам, имеющим право ограниченного пользования чужим земельным участком.

  1. Принять необходимость ограничения в правах на часть ЗУ.
  2. Оспорить решение в суде, при условии подтверждения с его стороны, отсутствия муниципальной значимости в обременении, либо – предложив альтернативу решения проблемы без обременения его участка.
  3. Отказаться от обременённого участка и затребовать компенсации.

Каковы цели сервитута? Как оформить установление обременения для прокладки линейных объектов на газопровод, проезда и прохода

При публичном сервитуте ситуация несколько отличается. По распоряжению главы администрации комиссия принимает решение об обременении ЗУ в целях решения проблем муниципальной значимости. Собственник становится перед фактом ограничения в правах. После оповещения он может также выбрать вариант:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.

Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.

Застройщик имеет все основания оформить право собственности на данное недвижимое имущество и в последующем заключить договор об эксплуатации линии газопровода с соответствующей специализированной организацией. При этом право собственности у организации застройщика на сооруженную линию газопровода возникнет на основании п. 1 ст.

218 ГК РФ как на новую вещь, созданную данным лицом в соответствии с действующим законодательством.

Построен газопровод

Дело в том, что право на один из земельных участков, на которых застройщиком сооружена линия трубопровода, уже оформлено. Как следует из вашего вопроса, данный земельный участок предоставлен застройщику на праве аренды.

По этой причине устанавливать специально право на ту часть земельного участка, которая непосредственно занята газопроводом, не надо.

Во всяком случае, действующее законодательство не предусматривает таких обязанностей для собственников или владельцев газопроводов.

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута*.

Помогите Оформления публичного сервитута земельного участка под газопровод, нормативный акт органов, и порядок оформления публичного сервитута 2 вида — частного и публичного сервитута

1. В соответствии с п.2 ст.

23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Источник: https://comfort-invest.ru/drugoe/kak-oformit-servitut-na-gazoprovod-2019-god.html

ПравовойСовет
Добавить комментарий