Могут ли уволить воспитателя, имеющего образование Учитель русского языка и литературы?

Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. № 08-1240 О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования

Могут ли уволить воспитателя, имеющего образование Учитель русского языка и литературы?

В связи с участившимися обращениями педагогических работников в адрес Минобрнауки России по вопросу о соответствии имеющегося у них уровня образования (квалификации) квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям педагогических работников организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее – Департамент) разъясняет.

В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Учитывая, что применение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г.

№ 544н*, в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н** «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.

№ 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» предусмотрено только с 1 января 2017 года, то при решении вопросов, связанных с квалификационными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам, следует руководствоваться:

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г.

№ 761н с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г.

, регистрационный № 18638) (далее – квалификационные характеристики должностей работников образования);

пунктом 23 приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок аттестации).

Согласно разделу III «Требования к квалификации» квалификационных характеристик должностей работников образования лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

[attention type=yellow]

Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации – «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк.

[/attention]

Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности – «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Департамент также обращает внимание на то, что пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности***.

К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т.д.

Критериями соответствия данных педагогических работников занимаемым ими должностям, прежде всего, являются не только квалификации, указанные в документах о профессиональном образовании, но и результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объеме возложенных на них должностных обязанностей.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации вынесение рекомендаций работодателю о возможности, назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме, возложенные на них должностные обязанности, относится к компетенции аттестационных комиссий организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Департамент просит довести данную информацию до руководителей и педагогических коллективов организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования.

Заместительдиректора Департамента П.А. Сергоманов

_____________________________

* Опубликован в журнале «Вестник образования России» № 2/2014.

** Опубликован в журнале «Вестник образования России» № 10/2015.

*** Пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо применять с учетом пункта 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г.

№ 9 (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г.

№ 921н), не использующего слова «в порядке исключения», что нашло свое отражение в пункте 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.

Обзор документа

Может ли проходить аттестацию педагог, не имеющий профильного образования? Минобрнауки России дает разъяснения по этому вопросу.

Профстандарт педагога начнет применяться с 1 января 2017 г. В связи с этим, при решении вопросов, связанных с квалификационными требованиями, предъявляемыми к педагогам, следует руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, а также порядком проведения аттестации таких работников.

Исходя из указанных актов, полагает Минобрнауки России, лица, имеющие, например, высшее профобразование по направлению подготовки “Образование и педагогика” (квалификации – “Филолог. Преподаватель русского языка и литературы”, “Историк.

[attention type=red]

Преподаватель истории”) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности – “Русский язык и литература”, “История”), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, истории и обществознания.

[/attention]

Также необходимо учитывать, что педагог, не имеющий профильного образования, может соответствовать занимаемой должности при аттестации, если представление работодателя в аттестационную комиссию содержит мотивированную положительную оценку его профессиональных качеств и результатов работы.

Кроме того, вышеназванный Единый квалификационный справочник позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, которые не имеют спецподготовки или стажа работы, но обладают достаточными практическим опытом, компетентностью и выполняют качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация “Воспитатель детского сада”, учителя технологии, имеющие квалификацию “Инженер-технолог” (независимо от специальности), и т. д.

Рекомендации работодателю о возможности назначения на педагогические должности таких лиц выносят аттестационные комиссии образовательных организаций.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71095028/

Могут ли уволить воспитателя если нет пед образования

Могут ли уволить воспитателя, имеющего образование Учитель русского языка и литературы?

Отсутствие у воспитателей детского сада профильного образования не может служить причиной увольнения их с работы, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность

Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она  используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня.

Следовательно, установленные ею требования должны по общему правилу применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования. Как следует из подзаконных нормативных актов Минобрнауки России, возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается (пункт 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276). Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.  

Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, то согласно сложившейся практике – в том числе на основании пункта 9 раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России N 761н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, – лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.

Таким образом, граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации.

При этом их правовое положение в процессе осуществления профессиональной деятельности ничем не отличалось от положения тех работников, которые при приеме на работу в полной мере соответствовали установленным квалификационным требованиям в части наличия профессионального образования соответствующего уровня, поскольку правовой статус работника в трудовых правоотношениях определяется главным образом выполняемой работой (занимаемой должностью) и условиями труда.

Следовательно, при введении в действие Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда уровень квалификации лиц, состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации.

При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ).

Воспитатель дошкольной образовательной организации, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации, в процессе которой всесторонне оценивается его трудовая деятельность и делается вывод о соответствии (или несоответствии) занимаемой должности.

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя дошкольной образовательной организации, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей.

[attention type=green]

Соответственно, для обеспечения эффективной организации трудового процесса в сфере дошкольного образования нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с работником исключительно по формальным основаниям. В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором, правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года N 3-П).

[/attention]

В связи с введением в трудовое законодательство понятия профессионального стандарта и принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” федеральными законами от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” и от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике” в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей” в часть первую статьи 331 ТК РФ были внесены изменения, закрепившие, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

Таким образом, наряду с общим требованием к образованию педагогических работников, установленным оспариваемым законоположением, стали действовать профессиональные стандарты.

В частности, Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года N 544н был утвержден профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”, предусматривающий в качестве требований к образованию и обучению по должности “воспитатель” наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы названным стандартом не предъявляются.

В отличие от Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Согласно изложенной в письме от 22 апреля 2016 года N 14-3/В-381 позиции Минтруда России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере труда, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

Источник: https://www.Advokatorium.com/index.php/ru/news/mogut-li-uvolit-vospitatelya-esli-net-ped-obrazovaniya

Увольнение неугодного учителя

Могут ли уволить воспитателя, имеющего образование Учитель русского языка и литературы?

“Кадровик. ру”, 2012, N 11

УВОЛЬНЕНИЕ НЕУГОДНОГО УЧИТЕЛЯ

Школа со своим коллективом учителей, родителями учеников и самими учениками представляет собой отдельную ячейку общества с особыми взаимоотношениями сторон. И если на обычном предприятии имеются, как правило, две стороны: работник и работодатель (иногда к ним добавляется активный или пассивный профсоюзный орган), то школа не так однообразна.

Родительский коллектив с учениками по значимости почти равны (если не превосходят) руководству школы и учителям. В связи со столь заметной ролью родителей и учеников, а также в силу особенностей регулирования нагрузки и оплаты труда в коллективе школы довольно часто возникают конфликты, которые условно можно разделить на внутренние и внешние.

К внешним конфликтам можно отнести:

1) конфликт учителя и ученика;

2) конфликт учителя и родителей.

К внутренним конфликтам относятся:

3) отсутствие конфликта с учителем, но наличие законного требования и основания для увольнения;

4) конфликт учителей между собой;

5) конфликт руководства школы и учителя;

6) конфликт бывшего и настоящего руководства школы.

Каждый из указанных конфликтов имеет разную природу, хоть и возникает в одном и том же месте – в школе. И каждый из них имеет разную развязку.

Часто случается, что конфликты, как и большинство разногласий, каким-то образом разрешаются или сами себя исчерпывают. Однако в критических случаях конфликт развивается по нарастающей.

[attention type=yellow]

И тогда перед руководством встает вопрос: как правильно и с наименьшими потерями расстаться с неугодным учителем? И возможно ли это законными способами? Обсудим данные вопросы подробнее.

[/attention]

Внешние конфликты

Конфликт учителя с учениками и их родителями

Это наиболее распространенный из конфликтов. В силу личностных качеств учителя ученики перестают его слушаться, бойкотируют уроки, срывают их.

Такое отношение передается по цепочке родителям, которые начинают пристально следить, как ведет себя и учит их чад именно этот учитель. И, конечно, находят много изъянов.

При этом те же изъяны, но случайно обнаруженные у другого учителя, с которым конфликта нет и не было, практически никем не замечаются. Такой конфликт имеет обыкновение развиваться двумя путями:

1) руководство всячески защищает учителя от нападок родителей и учеников. В этом случае учителя за допущенные ошибки в педагогической деятельности могут разово наказать, например, объявив замечание. Это максимальная мера ответственности. И то – примененная под давлением родительского комитета;

2) руководство принимает сторону родителей и учеников и начинает планомерно избавляться от неугодного учителя. Успех данного мероприятия целиком и полностью зависит от:

– наличия действительных оснований для недовольства родителей и руководства школы (противопоставление учителя всему коллективу или только руководству школы; устаревшая методика преподавания; отсутствие собственного развития в избранном предмете; отсутствие успехов по предмету у учеников; конфликтность учителя; неразборчивость в методах воспитания и воздействия на дисциплину учеников и т. д.);

– последовательных действий руководства школы – от попыток мирного урегулирования конфликта до сбора доказательств профнепригодности или постоянного нарушения дисциплины;

– правильного выбора основания для увольнения;

– четкой и безошибочной процедуры увольнения учителя по избранному основанию.

В большинстве случаев руководство школы в качестве такого основания избирает п. 5 ч. 1 ст.

81 ТК РФ – неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

[attention type=red]

Правильный выбор основания и тщательная подготовка не позволяют работнику оспорить увольнение. А спор возникает не менее чем в половине случаев увольнения по рассматриваемому основанию.

[/attention]

Конфликт учителя и учеников с родителями.

Недопустимые действия учителя

Одно из бесспорных оснований для безоговорочного и немедленного расставания с педагогом – применение недопустимых методов воспитания и аморальное поведение. Педагогика – особая сфера деятельности, в которой для работников установлены дополнительные ограничения, запреты и требования.

В зависимости от проступка, совершенного учителем, руководство школы применяет одно из нижеследующих оснований для увольнения.

Основание N 1, самое распространенное среди работодателей: увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Применяется, если работник, выполняющий воспитательные функции, совершил аморальный проступок, несовместимый с продолжением данной работы.

Из преамбулы Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” усматривается, что преподавательская деятельность представляет собой не только целенаправленное обучение граждан для получения ими соответствующего образования, но и их воспитание.

На практике. З. обратился в суд с иском к школе об отмене приказа об увольнении. В обоснование иска указал, что был уволен с должности учителя математики по п. 5 ч. 1 ст.

81 ТК РФ (неоднократное неисполнение должностных обязанностей).

С приказом не согласен, считает нарушенной процедуру привлечения его к дисциплинарной ответственности, а также указывает на отсутствие оснований для наказаний.

Суд установил, что истец имеет 50-летний стаж педагогической деятельности, успехом у учеников не пользуется. Руководству школы многократно поступали обращения родителей с просьбой заменить педагога.

[attention type=green]

Допросив несколько свидетелей-родителей, суд установил, что дети не хотят ходить к нему на уроки, так как они не понимают учителя, он пользуется учебниками и программой старого образца. Ученики четырех классов бойкотировали его уроки, не приходя на них.

[/attention]

Директор школы применил к нему дисциплинарное взыскание за утаивание сложившейся ситуации (срыв уроков).

Впоследствии к истцу дважды были применены и другие взыскания: за непредставление рабочих программ (истец прилюдно отказался выполнять общеобязательное для всех учителей требование), а также отсутствие на конференции (о назначении которой истец был своевременно уведомлен).

Суд установил, что процедура применения взыскания во всех случаях была работодателем четко соблюдена, а при увольнении учтено и мнение профкома, давшего положительное заключение на увольнение истца. Однако решение по существу суд принимать… не захотел. И отказал З. только на основании пропущенного срока для обращения в суд без уважительных причин (Решение Краснозоренского районного суда Орловской области от 01.12.2011).

Новодеревеньковский районный суд Орловской области п. Красная Заря http://krasnozorensky. orl. sudrf. ru/modules. php? name=bsr&op=print_text&cl=1&id= 57600081112081708407501000028247.

Источник: https://hr-portal.ru/article/uvolnenie-neugodnogo-uchitelya

Как происходит увольнение учителя? Общий порядок, возможные основания и прекращение договора с директором школы

Могут ли уволить воспитателя, имеющего образование Учитель русского языка и литературы?

Особой категорией, выделяемой трудовым законодательством, являются педагогические работник.

Глава 52 регулирует вопросы трудовых правоотношений с учителями, преподавателями высших и профессиональных учебных заведений, руководителями образовательных организаций и т.д.

, в том числе и вопросы, связанные с особыми основаниями для расторжения с педагогами трудового договора.

Проголосуйте: хорошо ли защищены трудовые права учителей в России?

Кроме трудового законодательства предусмотрен и целый комплекс отдельных законов и подзаконных актов, также регулирующих порядок прекращения трудового договора с указанной категорией работников (ФЗ от 29.12.2012 № 273, Приказы Минпросвещения России и т.д.).

Порядок прекращения трудового договора с педагогическим работником

Порядок расторжения трудового договора с учителем частично будет зависеть от основания, которые будут рассмотрены ниже. В целом производство увольнения осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 84.1 ТК РФ:

  1. Возникновение общего или специального основания для увольнения.

Основание всегда оформляется документально. Если это уход с работы по собственному желанию – письменное заявление, если имело место быть одно из специальных оснований (совершено психическое или физическое насилие над учеником) – жалоба на действия педагога и доказательства его вины и т.д.

Этот этап осуществляется лишь при подаче заявления на увольнение по собственному желанию. Отработка составляет, по общему правилу, 2 недели.

Если учитель является членом профсоюзной организации, то его увольнение производится только с согласия указанного органа, если речь идет:

  • о сокращении;
  • недостаточной квалификации;
  • неоднократное неисполнение обязанностей (с условием, что педагог привлечен к дисциплинарной ответственности).

Директор школы, имея основания для увольнения, издает Приказ.

Справка. Государственные учреждения не попадают под действие ч. 4 ст. 9 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» и изменений, связанных с принятием указанного закона, а значит обязуются в качестве первичных документов использовать унифицированные формы.

Для Приказа об увольнении установлена форма Т-8 (Постановление Госкомстата от 05.01.2004 г. № 1). Данный акт должен содержать следующие сведения:

  • дату и номер трудового договора;
  • дату увольнения;
  • ФИО и должность педагогического работника;
  • основания увольнения;
  • ссылка на документ-основание;
  • дата и подпись директора с расшифровкой;
  • подпись увольняемого об ознакомлении;
  • ссылка на мнение профсоюзной организации, если оно требуется.
  1. Оформление кадровых документов.

Трудовая книжка и личная карточка учителя заполняются в отделе кадров образовательной организации и заполняется по правилам, установленным Инструкцией по заполнению указанного документа (Постановление Минтруда России № 69):

  • порядковый номер записи – гр. 1;
  • дата внесения записи – гр. 2;
  • основание увольнения со ссылкой на норму ТК РФ, подпись директора и увольняемого учителя – гр. 3;
  • ссылка на Приказ об увольнении – гр. 4.

Личная карточка заполняется по форме Т-2, а сведения об увольнении указываются в разделе 9. Прописываются:

  • основание увольнения и дата;
  • ссылка на Приказ.

Раздел подписывается сотрудником отдела кадров и учителем после того, как на руки увольняемому будет отдана трудовая книжка (п. 41 Постановления Правительства № 225 «О трудовых книжках»).

Бухгалтерия образовательной организации составляет записку-расчет (форма Т-61). В качестве выплат, связанных с увольнением, рассчитываются остатки по заработной плате и компенсация неиспользованного отпуска. Иные выплаты устанавливаются в отдельных случаях (выходное пособие – при ликвидации учреждения или сокращении штата).

Возможные основания

Трудовое законодательство устанавливает два вида расторжения трудового договора для педагогов:

  • общие основания (установленные гл. 13 ТК РФ);
  • специальные (ст. 336 ТК РФ).

Общие основания включают в себя случаи, когда увольнение производится по инициативе самого учителя или директора образовательного учреждения, по их взаимному согласию, а также ситуации, при которых договор прекращает свое действие независимо от их воли (болезнь, препятствующая работе в школе, приговор суда, предусматривающий отправление в исправительное учреждение или запрет на занятие педагогической деятельностью и т.д.).

Нередки случаи, когда образовательные учреждения прекращают свою деятельность или в них производится сокращение штата. В соответствии со ст. 180 работодатель:

  • предупреждает о закрытии школы или сокращении за 2 месяца;
  • сокращаемым педагогам предлагаются иные вакантные места, при их наличии.

Увольнение по указанным основаниям влечет выплату выходного пособия в течение 2-х месяцев (3-х, если учитель своевременно обратится в органы занятости) в размере среднего оклада.

К специальным основаниям, указанным в ст. 336 ТК РФ, относятся:

  • второе за год грубое нарушение устава образовательной организации;
  • однократное применение учителем физического или психического насилия в отношении ученика;
  • достижение предельного возраста для замещения должностей (относится только к сотрудникам высших учебных заведений и учреждений дополнительного проф. образования, возраст устанавливается нормой ст. 332 ТК РФ).

К грубым нарушениям устава относят:

  • систематическое неисполнение обязанностей;
  • фальсификация результатов научных исследований учеников и т.д.

Физическое или психическое насилие выражается в конкретных неправомерных действиях в отношении учеников. Если с физическим предельно ясно (нанесение побоев, истязания, а порой и причинение вреда здоровью и т.д.), то с психическим принуждением не все так однозначно. Как правило, к нему относят:

  • оскорбления;
  • угрозы;
  • чрезмерные требования, не соответствующие образовательной программе для конкретной возрастной группы;
  • настраивание коллектива против конкретного ученика и т.д.

По статье

Можно ли уволить учителя «по статье»? Трудовое законодательство не имеет такого определения, как увольнение «по статье».

Важно! Под увольнением «по статье» понимается расторжение трудового договора по решению руководства организации, если за учителем обнаружено совершение виновных действий как общего, так и специального характера.

Виновные действия общего характера предусмотрены п. 5 и 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ:

  • неисполнение трудовых обязанностей неоднократно (при условии, что учитель уже имеет дисциплинарное взыскание);
  • прогулы, появление в нетрезвом виде и иные грубые нарушения трудовых отношений.

К специальным основаниям относят п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (аморальное поведение) и п. 1, 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ (повторное грубое нарушение устава и насилие в отношении учеников).

Важный фактор такого увольнения – наличие письменного доказательства вины. Факт прогулов или появления в нетрезвом виде должны быть зафиксированы. На действия учителя в плане психического или физического насилия должна быть подана жалоба.

За аморальное поведение

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 81педагогический работник может быть уволен за аморальное поведение, если оно несовместимо с его работой.

В настоящее время под указанный пункт директора школ пытаются подвести малейшие вольности со стороны учителей, в том числе совершенные ими вне рабочего времени, что допустимо с практической стороны (п. 46 ППВС РФ от 17.03.2004 г. № 2).

Увы, исчерпывающего перечня аморальных поступков в настоящее время нет.

Источник: https://narabote.me/uvolnenie/kategorii/pedagoga.html

Увольнение педагога из-за отсутствия образования

Могут ли уволить воспитателя, имеющего образование Учитель русского языка и литературы?

Можно ли уволить педагога, если у него нет требуемого законом образования? С одной стороны, образовательный закон требует обязательного наличия профильного образования у педагогических работников.

С другой стороны, воспитатель, проработавший не один год в дошкольной организации, имеет большой профессиональный опыт.

В связи с этим вопросом Конституционный Суд РФ высказал свою позицию относительно увольнения педагогических работников по инициативе работодателя, если работник не имеет необходимого диплома об образовании.

Какое образование должно быть у педагогического работника?

В силу требований образовательного закона педагог может работать только в том случае, если у него есть образование, отраженное в профессиональном стандарте (ст. 46).

Минтруд утвердил профстандарт для педагогов, в том числе, и для воспитателей дошкольных организаций (приказ от 18.10.2013 года №544н). Для воспитателей предусмотрены следующие требования к образованию:

  • высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки»;
  • ЛИБО высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Отсутствие образования – основание для увольнения педагогического работника?

Если исходить из буквального толкования указанной выше нормы закона и профстандарта, то получается, что воспитатели без требуемого образования не могут работать в ДОУ. И такой точки зрения придерживались суды до недавнего времени, даже, несмотря на то, что без работы оставляли воспитателей, которые половину своей жизни посвятили образованию детей в рамках дошкольных организаций.

В эту несправедливую ситуацию пришлось вмешаться Конституционному Суду России. Женщина проработала около 25 лет воспитателем в дошкольных организациях, получила первую квалификационную категорию.

Но в 2017 году работодатель решил, что педагог должен быть уволен, так как у неё не было необходимого по профстандарту образования.

Воспитателю с большим профессиональным опытом предложили должность уборщицы, от которой она отказалась.

[attention type=yellow]

Педагог пыталась восстановить справедливость в суде, но несколько судебных инстанций признали законным увольнение педагогического работника по инициативе администрации из-за отсутствия образования. Можно сказать, что суды заняли формальный подход и не обратили внимания на профессиональные качества, опыт работы педагога.

[/attention]

Хорошо, что воспитатель не остановилась после несправедливых решений суда и продолжила борьбу в Конституционном Суде России (Постановление КС РФ от 14.11.2018 года № 41-П). Высшая инстанция не применила формальный подход в этом деле, уделив внимание, прежде всего, личности воспитателя и защите её трудовых прав.

Судом было указано на обязанность государства гарантировать гражданам, которые длительно осуществляют трудовую деятельность и успешны в профессиональном плане, уважение достоинства и трудовой чести при изменении правового регулирования, чтобы не изменить их правового положения исключительного по формальным критериям.

В данном случае образование и опыт работы воспитателя при устройстве на работу соответствовали действовавшим в тот момент нормативным требованиям. А увольнение педагога по инициативе работодателя было вызвано принятием Закона об образовании и профстандарта Педагога, которые начали действовать уже в период трудовой деятельности сотрудника.

Конституционный Суд России отметил, что введение в действие нового образовательного закона не предполагало, что оценке будет подвергаться наличие или отсутствие необходимого профильного образования у педагогических работников, которые уже работают по специальности и качественно выполняют свои трудовые обязанности.

Очень ценно, на наш взгляд, мнение судьи Конституционного Суда России К.В. Арановского по этому вопросу: «… заявительница провела как воспитатель, более четверти века доказывая свою пригодность к этой работе, умение обращаться с детьми и поддерживать нормальные отношения с родителями и работодателем.

Заявительница к тому же, отчасти, обеспечена документами о длительных своих контактах с профессиональным образованием, которые прошли, надо думать, небесполезно и в конечном счете не навредили профессиональным и личным способностям, таким как эмпатия, терпение, интуиция, достоинство, порядочность и ответственность.

Проходила она и аттестации, и курсы с отметками и категориями, т.е. все-таки исполняла документально-ритуальную часть в отношениях с профессионально-образовательной системой.

[attention type=red]

Той, однако, мало знаков лояльности, и силой оспариваемого законодательства она требует, чтобы решающее значение имели ее дипломы, сертификаты и все им подобное, что подразумевает, между прочим, денежный интерес участников системы, а не только подчинение педагогов, воспитанников и родителей ее стандартам и административным изъявлениям».

[/attention]

Также стоит обратить внимание, что при проведении аттестации комиссия может дать рекомендации о назначении на должность педагога, который пусть не имеет необходимого образования, но обладает большим практическим опытом и успешно справляется со своими трудовыми обязанностями (пункт 23 Порядка аттестации педагогических работников).

Источник: https://parta1.com/blog/25808.html

ПравовойСовет
Добавить комментарий