Могу ли я работать в детском саду музыкальным руководителем без переподготовки?

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Могу ли я работать в детском саду музыкальным руководителем без переподготовки?

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

[attention type=yellow]

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

[/attention]

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

[attention type=red]

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

[/attention]

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

[attention type=green]

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

[/attention]

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

[attention type=yellow]

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

[/attention]

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Особенности профессии «Музыкальный руководитель» в детском саду

Могу ли я работать в детском саду музыкальным руководителем без переподготовки?

Инна Михайловна Козлова
Особенности профессии «Музыкальный руководитель» в детском саду

Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия. И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы (1948 г.). До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели.

Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник.

И с тех пор, как появилась такая должность,которая и называлась-то по-разному: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель» — сформировалось в обществе представление, что музыкальный руководитель нужен в основном для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта — что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником.

Наверное многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», не требующая особых талантов. Ну, подумаешь,что тут сложного: детей поразвлекать да праздник провести! Поэтому и отношение к профессии музыкального руководителясложилось вполне определенное: работа «не пыльная», занимает неполный рабочий день и т. д.

Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего двойное образование (музыкальное — кстати, дорогостоящее и трудоемкое — и педагогическое, оплачивается соответственно на один разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо доказывать, что музыкальный руководитель — педагог, что работает с детьми, обучает их музыке и поэтому имеет право на пенсию по выслуге лет.

Помимо обычных обязанностей (проведение музыкальных занятий с детьми, подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания и т. д.,появилось еще одно требование: диагностика музыкального развития детей.

По каким методикам? Зачем? Чтобы доказать результативность своей работы? А разве без специальной диагностики (таблиц с формальными цифрами, кружочками разных цветов и т. д.) педагог не может проанализировать свою работу, рассказать о проблемах и достижениях своих воспитанников?

Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования, в которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя.Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей, педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и дадим возможность ему самому определять как, в какой форме и в каком объеме он будет планировать свою работу.

Посмотрите на наших музыкальных руководителей!

Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у детей.

Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и т. д.

Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям.

Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т. д.

Это они должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом одетыми, так как музыкальные руководители — «лицо» учреждения.

[attention type=red]

Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника.

[/attention]

Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с детьми.

Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии.

Это они… да всего не перечислить.

Итак,резюмируем: в последнее время зарплата музыкального руководителя становится все ниже, а требования — все выше. Хотя проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и управленцев к этой категории специалистов.

Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ и институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад. На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги старше 40 лет. Еще 5–10 лет — и музыкальных руководителей почти не останется.

Что же делать? Может быть можно как-то выправить положение, удержать уникальных специалистов — музыкальных руководителей детских садов (кстати, только в нашей стране эта профессия имеет столь широкую творческую направленность).

Если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили к нам после окончания музыкальных училищ и институтов, чтобы они могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к профессии, надо о них заботиться и создавать условия.

Какие? Вот, пожалуй,несколько таких требований:

– уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада (конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);

– создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей);

– не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя;

– оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты);

И последнее, но, пожалуй, самое важное — создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога-музыканта.

Берегите музыкального руководителя!

Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир!

А. И. Буренина, заведующая кафедрой

дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-profesi-muzykalnyi-rukovoditel-v-detskom-sadu.html

«Утешаю себя тем, что в школе платят еще меньше»: На что живет сотрудник детского сада

Могу ли я работать в детском саду музыкальным руководителем без переподготовки?

Преподаватель музыки из детского сада в Екатеринбурге — о нервных воспитателях и доходах

В рубрике «Личный счет» The Village продолжает выяснять, из чего состоит бюджет уральцев разных профессий.

Работа в детском саду обычно ассоциируется с нянечками и воспитателями, но с детьми занимаются еще и педагоги дополнительного образования, например, музыкальный руководитель.

Распевки под аккомпанемент фортепьяно, музыкальные игры и многочисленные утренники — все это входит в обязанности музыкального педагога.

Музыкальный руководитель екатеринбургского детского сада анонимно рассказала нам о том, кто сегодня воспитывает малышей, как в садике зарабатывают на переработках и зачем идти работать с детьми.

Елизавета Приставка

5 000 рублей

Коммунальные услуги

10 000

На образование детям

По образованию я дирижер-хоровик, окончила музыкальное училище, а еще у меня есть педагогическое образование на музыкальном факультете. Эту работу я нашла сама, просто разместила свое резюме.

До этого работала учителем музыки в школе, но была вынуждена уволиться.

После увольнения пересмотрела много вакансий в школах, но ничего для себя не нашла, зато наткнулась на вариант в детском саду — не нянечкой или воспитателем, а музыкальным руководителем, и решила попробовать. До этого я никогда не работала в детсадах.

[attention type=green]

В моей работе самый загруженный период — утренники, это пора репетиций и подготовки. Я расписываю сценарий и раздаю его группам, где мы распределяем роли и начинаем работать. Утренники и организация — полностью моя работа и ответственность. Обычно у каждый группы, с которой я занимаюсь, свое время и расписание, но ближе к мероприятию мы занимаемся дольше.

[/attention]

За утренниками и всей организаторской работой следит методист. Когда я только пришла на работу, методист сменилась, и, к тому же, уволилась заведующая. Поэтому методист временно исполняет обязанности заведующей. Получается, что досконально она ни одну должность не исполняет, много вопросов решаются несвоевременно.

Особенно эти организационные проблемы чувствуются во время подготовки к утренникам.

В менее загруженное время мы поем, занимаемся словесной работой и играем, у кого-то есть занятия по танцам. До обеда я успеваю поработать с четырьмя группами детей, после у всех начинается сончас. В это время я могу подготовить декорации и распечатать материалы к занятию.

После перерыва занимаются еще две группы, суммарно я работаю чуть больше чем на двух ставках. Музыкальный руководитель не должен столько работать: по нормам разрешены максимум полторы.

В том садике, где я работаю, раньше было два музыкальных руководителя, но они уволились вместе с заведующей, и мне приходятся выполнять их обязанности.

Я — уравновешенный, воспитанный и культурный человек. Но когда я пришла в садик, то столкнулась с обратным, увидела неуважение воспитателей к детям. Не всех, конечно, но режущие глаз случаи случались часто.

На занятиях с разными группами детей я ежедневно вижу это неуважение. Я сдерживала себя, потому что я новый человек и не хотела создавать конфликты. «Да вот они же у нас инвалиды. Группа инвалидов», «Да он тупой!», — нередко говорила воспитатель.

[attention type=yellow]

Ребенку через год в школу, а его оскорбляют, в случае чего, могут и больно шлепнуть.

[/attention]

Одна из наших воспитательниц — фифа с красными губами, тон у нее недоброжелательный, она постоянно всем недовольна. По ее мнению, дети на музыкальном занятии «перевозбуждаются» и ей это не нравится.

Мне приходится объяснять: «Это нормально, что они веселы. Если у нас сейчас была музыкальная игра, то почему они резко сейчас должны стать спокойными?». У детей нет такой тормозной системы, как у взрослых.

Можно было бы в отдел образования обратиться, написать жалобу. Я уже собирала материал, одну воспитательницу на диктофон записывала. Один раз записала, а остальные забывала. Веду занятие, воспитательница начинает некорректно себя вести, и только после этого я вспоминаю — записать же хотела. Но мне почему-то кажется, что отдел образования не среагирует, максимум — предупреждение выпишет.

Многим нашим воспитателям за 50 и 60 лет, и им это все, мягко говоря, надоело. У них уже психика шатается во все стороны. К нам недавно приходила методист, мы разговаривали.

Я ей показываю группы, в одной все складно-ладно, а в другой все рушится. Она меня спрашивает: «Почему?» Так потому что во второй воспитатель без конца нервничает, кричит, а дети все это чувствуют.

Конечно, у них все будет разваливаться.

Не обходится без денежных махинаций. Недавно прачка рассказывала, как заведующая попросила заявить о получении постельного белья на 90 тысяч, когда его не было. Она не послушала, позвонила в бухгалтерию и сказала, что белье не получала. Но бывают и те, кто подыгрывают.

У меня больше двух ставок, но мои приятельницы удивляются: «А почему такая маленькая зарплата?». Утешаю себя тем, что в школе было еще меньше. Недавно я просматривала вакансии, созвонилась с методистом.

В другом садике работают два музыкальных руководителя, групп в два раза меньше, а зарплата та же. Получается, что работаю я в два раза больше, чем положено, а получаю столько же.

[attention type=red]

Теперь я поняла, почему моя приятельница, тоже музыкальный руководитель, удивляется: «У, да ты там деньги отмываешь, с такой-то ставкой?».

[/attention]

Несмотря на недостатки, работа с детьми — это всегда огромная положительная отдача. Когда они тебе рады, когда они говорят: «Пока! Мы еще придем!», когда делятся какими-то важными для них вещами. И приятно, когда родители оценивают утренник, благодарят, а не просто убегают с ребенком поскорее.

Окончательная цифра зарплаты зависит от премий и того, как начальство их распределит. Максимально можно получить 35 000 рублей, а минимально где-то 31-32 тысячи. Я заниаю чуть больше двух ставок, то есть перерабатываю. В ближайшее время планирую увольняться и искать новое место работы. Недавно ходила в садик, где требуется второй музыкальный руководитель — прошлая ушла в декретный отпуск.

У нас большая семья и общие с мужем расходы. Ипотека 16 000 рублей, коммунальные расходы 10 000 — квартира больше 100 квадратов. На еду для четырех человек уходит 15 000 рублей в месяц.

Образование детей: 3 300 гимнастика, 2 700 филармония у сына, 1 600 дополнительный английский у сына, 5 600 бассейн на двоих детям и 10 000 за университет старшей дочке. Транспорт — 2 500 рублей, бывает пора лекарств, вот в ноябре у нас получилось 4 000 рублей.

Одежда — тоже по сезону, за прошедшие два месяца ушло 14 000, это мы еще сыну не покупали верхнюю одежду, осталась с прошлого года. Себе мы ничего не брали. В прошлом году у нас был кредит на свадьбу, его уже выплатили.

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:

Источник: https://www.the-village.ru/village/business/schet/342495-music-director

ПравовойСовет
Добавить комментарий